Во вторник в одной из московских больниц от сердечной
недостаточности скончался Алексей Хвостенко, поэт, художник, певец, известный
как автор песни «Орландина» и первый исполнитель знаменитой композиции «Под
небом голубым». 14 ноября Хвостенко исполнилось 64 года.
В конце 1960-х -
начале 1970-х годов он участвовал в движении самиздата. В 1977 году эмигрировал
во Францию. В Париже он устраивал концерты и перформансы на заброшенных фабриках
и в других нежилых помещениях - сквотах, где проходили спектакли и творческие
вечера с участием художников и музыкантов, представителей русской эмиграции и
специально приезжавших из России к Хвосту - так они привыкли называть его.
Хвостенко был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, одним
из издателей журнала "Эхо", автором нескольких книг - "Подозритель (2-й сборник
Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия". В 1992 году с группой "Аукцыон"
им был записан альбом на стихи Велимира Хлебникова под названием "Жилец Вершин".
Также Хвостенко принимал участие в записи дисков "Аукциона" - "Чайник вина" и
"Верпования", а также сотрудничал с питерскими художниками - митьками. Было
издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со смертью" (1981), "Опыт
постороннего творческого процесса" (1995), "Репетиция" (2002).
Вадим
Алексеев, художественный критик:
"Про Алексея Хвостенко можно
сказать, что он был любимцем муз, женщин и богов Олимпа. Каждый поэт живет в
созданном им мире, но это не относилось к Хвосту. При кажущемся внешнем
бездействии он все это время создавал песни, которые сорок лет спустя молодые
люди слушают с замиранием сердца, отравляясь сладким ядом богемной жизни. Хвост
вырос из питерских шестидесятых, его другом детства был Бородский. При этом ему
удалось не "забронзоветь", остаться нужным и в своем театре, и в позии, и в
своих песнях. Эти песни, спетые слабым, не попадающим в ноты голосом, предлагали
выход людям, несогласным с окружающим их миром - не в социальном плане, конечно:
"Жизнь должна быть чистое парение". Весь питерский авангард начался с фразы
Хвостенко: "Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки
для вина - как выстрелы в затылок". Это было написано им, когда он сидел в яме,
под Самаркандом, куда его на пятнадцать суток посадили местные менты, за то, что
он вместе с другими художниками расписал чайхану. Время все расставит на места,
и Хвостенко будет оценен, в первую очередь, как
поэт".