С 2008 года в России высшее образование будут получать за 3-4 года Политика
| Россия
Вместо пяти лет с 2008 г. большинство студентов российских вузов
будут учиться 3-4 года. Получив диплом бакалавра, выпускник сможет претендовать
на какую-нибудь “массовую” работу. А избранные продолжат обучение в
магистратуре, открывающей дорогу к работе “творческой”. Эксперты считают, что
такая реформа высшего образования уже давно необходима.
За последние девять лет число вузов
выросло более чем вдвое — до 1039, а число обучающихся в них студентов достигло
в прошлом году 5,95 млн. При этом состояние системы высшего образования не
удовлетворяет никого. Преподаватели жалуются на низкие зарплаты, работодатели —
на плохое качество подготовки студентов, а сами студенты и их родители — на
платность образования и плохие условия обучения. По данным Минобразования,
сейчас в пользовании 100 студентов вузов имеются в среднем 6,3 компьютера.
“Большинство студентов не могут найти работы по специальности, а бизнес
буквально побирается — нанять необходимых людей становится все труднее”, —
говорит сопредседатель “Деловой России” Борис Титов.
На вчерашнем заседании правительства была одобрена
подготовленная Минобразования концепция развития образовательной системы,
предполагающая разделение вузовского обучения на бакалавриат и магистратуру.
Обучение на бакалавра будет длиться 3-4 года, рассказал “Ведомостям” министр
образования и науки Андрей Фурсенко: “Это массовое высшее образование, оно
останется доступным и для тех студентов, кто идет учиться в вуз просто ради
[повышения своего] социального статуса или саморазвития”. Магистратура — еще
примерно два года обучения — станет элитным образованием, говорит министр. Его
будут получать абитуриенты, “имеющие четкие планы на свое трудоустройство” и
собирающиеся работать не на массовых, а на творческих должностях в рамках своей
профессии. “Концепция позволит легализовать финансирование вузов, расшить
ограничения на рынке труда, сделать образование гибким, мобильным, — соглашается
директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития
Саид Баткибеков. — Но она не осуществима без реформы бюджетной сферы”.
Сейчас под видом овладения профессией большинство студентов за
государственный счет повышает общее образование, которое не готовит его к
будущей профессии, отмечает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
“Для работы продавцом в туристическом агентстве, судебным приставом или
секретаршей не надо учиться пять лет”, — считает Кузьминов. Например,
юрист-бакалавр на предприятии может заниматься проверкой коммерческих договоров,
а вот для представления интересов фирмы в арбитражном суде ему уже придется
закончить магистратуру, вернувшись в вуз после работы на производстве,
рассуждает Кузьминов.
Рыночной экономике нужно не массовое производство специалистов с
фундаментальным образованием, а подготовленные к практической работе
профессионалы, которых вузы почти не выпускают, соглашается ректор Института
образовательной политики Александр Адамский. Заканчивать бакалавриат и
магистратуру можно в разных вузах, за счет чего образование станет “более
вариативным”, надеется Фурсенко.
По словам министра, новую систему высшего образования планируется запустить с 2008 г. Преподаватели сомневаются, что это реально. МГИМО, например, занимается переходом на новую систему уже два года и, по словам доцента Ярослава Скворцова, надеется закончить его к 2010 г. “Реформа требует радикального пересмотра всех образовательных стандартов и учебных программ”, — констатирует Скворцов. Адамский возражает: “Прежде надо изменить принятые 40-50 лет лет назад стандарты профессий, которые безнадежно устарели и по перечню специальностей, и по содержанию”.
Минобразования не собирается загонять в новую систему всех
подряд, отмечает Фурсенко, в частности, исключение может быть сделано для
медицинского образования. А ректор Московского госуниверситета Виктор Садовничий
полагает, что математики, химики и другие представители фундаментальной науки
тоже должны учиться пять лет. В каждой профессии есть специалисты высшего
уровня, а есть технический менеджмент, “мастеровые”, возражает Титов. Ничего не
потеряв от сокращения срока обучения на два года, практические специалисты
найдут себе работу и в банках, и на предприятиях, говорит он.
Подготовка бакалавров будет стоить бюджету дешевле, чем
пятилетнее обучение специалистов, отмечает Адамский, а “вузы опасаются потерять
финансирование”. Однако “вузам-середнячкам, готовым развиваться” реформа только
поможет, уверен Кузьминов: “Образовательные учреждения будут финансироваться не
по смете, как сейчас, а по результатам деятельности и смогут зарабатывать
деньги, оказывая дополнительные услуги”.