Российские трубопроизводители бьют тревогу. Договоренности, достигнутые с украинскими коллегами и представителями официального Киева о продлении «трубного перемирия», не выполняются. А это значит, что с 1 января 2005 г. на российский рынок может хлынуть никем не регулируемый поток изделий из-за рубежа. В связи с чем Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) предложил до подписания нового соглашения с Киевом ввести временные пошлины на импорт украинской продукции – 40% для труб обычного сортамента и 20% – для изделий большого диаметра, сообщает RBC daily.
Такая ситуация уже возникала в 2001 г., когда под давлением своих производителей российское правительство вводило импортные пошлины (в указанных размерах), а Киев в ответ пытался ввести свои, в частности, на ввоз российских автомобилей. СМИ заговорили о настоящей «трубно-автомобильной войне», которая, правда, не состоялась, поскольку правительства и президенты обеих стран все-таки пришли к итоговому соглашению, в частности, регулировавшему объем квот, предоставляемых на нашем рынке украинским производителям. 31 декабря 2004 г. срок этого соглашения заканчивается. Аналитики говорят, что если оно не будет продлено, то на российский рынок может дополнительно хлынуть до 2 млн т труб, и многие отечественные предприятия просто не смогут реализовывать свою продукцию».
«От неразберихи, которая последует в том случае, если соглашение по трубам между Украиной и Россией не будет продлено, пострадают все наши производители, – сказал RBC-daily директор НО «ФРТП» Александр Дейнеко, – особенно предприятия, выпускающие изделия большого диаметра. Ведь они не субсидируются государством, как это происходит на Украине, и потому стоимость наших труб не может быть искусственно занижена. Правительство может активнее и главное эффективнее защищать наши интересы, как это было три года назад, когда ввели значительные пошлины на украинский импорт, и в результате тамошние производители и власти стали значительно сговорчивее. При этом мы не настаиваем на каких-то сверхжестких мерах, но нам нужно честное конкурентное соревнование. Условия еще действующего соглашения, включающие квоты в пределах 700 тыс. т, нас вполне устроят».
Среди российских предприятий, которые могут пострадать сильнее всего, чаще всего называется Волжский трубный завод, входящий в группу «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК).
«От возможной отмены квотного режима в отношениях с Украиной пострадают, прежде всего, такие крупные производители, как Выксинский и особенно Волжский завод, – говорит аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин, – «Волжский» уже выпускает 1420-миллиметровую магистральную трубу, востребованную «Газпромом». Но наш газовый холдинг охотно покупает продукцию и за рубежом, поскольку она более дешева (в силу налоговых льгот для трубопроизводителей на Украине) и где-то более «современна». То есть Харцизский завод на Украине, например, делает прямошовную трубу большого диаметра, которую легче прокладывать на сложном ландшафте. Но это не говорит о том, что отечественные «трубники» в безнадежной ситуации. Если бы наше правительство лучше заботилось о внутреннем рынке, у крупных холдингов было бы больше стимулов модернизировать производство и продукцию, привлекая заемные ресурсы. В условиях же притока прямошовной продукции с Украины или Италии таких стимулов мало».
«Если соглашение с Украиной не будет продлено, с 1 января в границе возникнет большая дыра, в которую хлынет все что угодно, – заявил RBC-daily представитель ТМК, – потом, конечно, правительство спохватится, но ущерб отрасли может быть нанесен огромный. Понятно, что сейчас с Украиной стремятся взаимодействовать поделикатнее, также как понятно и то, что самим украинцам из-за политических проблем, возможно, сейчас не до соглашения. Тем не менее надо же искать выход из ситуации».
«Скорее всего, соглашение по квотам будет все-таки продлено, – говорит Ирина Ложкина из ИК «Проспект», – по крайней мере, восстановить импортную пошлину в размере 40% на «широкий» сортамент, как это было несколько лет назад, и как это предлагают сейчас наши производители, вряд ли реально. А совсем отменить при этом квоты невозможно. Но это, в свете происходящего на Украине, вопрос большой политики. Хотя «политика» уже и то, что украинские производители поддерживаются своим государством – так они сейчас лоббируют через правительство вопрос снижения цен на железорудное сырье».
По мнению Ирины Ложкиной, все-таки если квоты по каким-то причинам «выпадут» из сферы таможенного регулирования с 1 января, в первую очередь пострадает Первоуральский трубный и Волжский заводы, причем «слабым утешением последнему может служить лишь факт, что у него есть долгосрочные контракты с "Транснефтью"».