Подходит к завершению небывалая серия "русских" торгов,
которые в этом декабре состоялись в Лондоне, Риме, Париже, Стокгольме и
Хельсинки. Опасения, что рынок русского искусства не сможет переварить все то,
что в этом декабре было выставлено на десятке "русских" аукционов в Европе,
кажется, не оправдались. Россияне все это купили и кое-что уже перепродают по
новым ценам. Русский арт-рынок, кажется, может похвастаться невиданной емкостью,
и деньги у русских коллекционеров совсем не на исходе. К тому же невиданное
изобилие картин и аукционов оказалось очень благотворным – русские арт-дилеры и
коллекционеры не стали сметать подчистую все, что выставлено на аукционах /как
это было еще год раньше/, а купили лучшее.
С точки зрения анализа
итогов даже более показательным, чем раскрученные лондонские
Sotheby's–Christie's, является только что закончившийся двухдневный аукцион
Bukowskis в Хельсинки. Он не настолько моден, чтобы стремление иметь картину "с
'Сотбис'" затмило реальные достоинства произведений и заставило совершать
неразумные траты денег. Качественные произведения хороших художников на нем
купили дорого – почти не считаясь с суммой. Проходную, интерьерную живопись – по
низким стартам /на Bukowskis это выгодно, там действительно недорого/. Чтобы
прийти к этому простому итогу, русскому арт-рынку понадобилось примерно десять
лет.
"Кораблекрушение" Ивана Айвазовского купили за €500 тыс. /при
предполагаемой оценке €200-300 тысяч/; "Карточную гадалку" Владимира Маковского
– за €72 тысяч /предполагаемая оценка €25-30 тысяч/; бронзовую скульптуру
"Охотники на волков" Николая Либериха – за €60 тысяч /при эстимейте €17-20
тысяч/; "Пермь. На берегу реки" Петра Верещагина – за €230 тысяч /эстимейт
€200-300 тысяч, свежий рекорд на этого художника на Sotheby`s – $954 тысяч/.
Организаторы очень волновались за роскошный вид "В Крыму" Льва Лагорио – есть
слух, что "Гопак" Ильи Репина на состоявшихся неделю назад торгах в Уппсале
продался так недорого из-за развернутой вокруг картины агитации в духе: "Картина
плохая, художник был стар и впал в детство. К тому же за нее, знаете, кто будет
торговаться? Лучше не суйтесь". "Гопак" продали по нижнему эстимейту €453 тысяч
/был заочный бид, который никто не стал оспаривать/, а сейчас его уже вроде бы
предлагают в Москве, и причем сильно дороже. Но за Лагорио торговались и в
результате купили за €330 тысяч /эстимейт €80-120 тысяч/ – это рекорд для
художника.
Теперь впереди остался один-единственный русский
аукцион – Stockholms Auktionsverk. Этот аукционный дом, основанный в 1674 году,
славится тем, что на нем покупали произведения искусства все шведские короли,
что именно он распродавал награбленное войсками Карла XII после битвы при Нарве,
и даже Владимир Ильич Ленин, нелегально прибывая в Россию из Германии, прикупил
на Stockholms Auktionsverk себе подержанное пальто. Но главная приманка не в
этом: эксперт русской коллекции аукциона – Иван Самарин, один из легендарных
директоров Sotheby`s, который смог десять лет назад, в 1995 году, провести,
наверное, самый удачный в истории аукцион русского искусства и привлечь на него
первых "новых" русских коллекционеров. На аукционе будет более 200 лотов, в том
числе большая подборка картин Ивана Айвазовского и впервые попавшие на публичные
торги пять произведений Леонида Пастернака /отца писателя Бориса Пастернака/ из
коллекции внука художника, профессора Оксфордского университета Чарльза
Пастернака. Аукцион состоится 16 декабря в Стокгольме и станет последней точкой
в "русских" событиях 2004 года, сообщает
“Коммерсант”.