Сегодня в Тверской области Президент России Владимир Путин проведет заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О развитии международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности", - сообщает пресс-служба главы государства.
Как говорится в материалах к заседанию, по оценкам экспертов, в настоящее время уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России в целом отвечает требованиям нормативных документов и соответствует рекомендациям компетентных международных организаций.
В России создана и апробирована эффективная система поддержания ядерной и радиационной безопасности. Предусмотренные Конвенцией о ядерной безопасности государственные функции выполняются в полном объеме федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, функции и задачи которых определены и закреплены на законодательном уровне.
После аварии на Чернобыльской АЭС, заставившей существенно пересмотреть подходы к обеспечению безопасности на ядерно- и радиационно опасных предприятиях России, не было происшествий, представляющих угрозу безопасности населения.
Ведущими факторами облучения населения России являются природные /70%/ и медицинские /29%/ источники ионизирующего облучения. Вклад техногенных источников в коллективную дозу облучения населения составляет менее 1%, в том числе за счет глобальных выпадений вследствие прошлых испытаний ядерного оружия и радиационных аварий – 0,63%, за счет деятельности предприятий, использующих источники ионизирующего излучения – 0,14%.
Достижение высоких фактических показателей безопасности ядерно- и радиационно опасных производств не должно трактоваться как полное решение проблем и задач ядерной и радиационной безопасности.
Возникший в России в начале 90-х годов прошлого столетия кризис породил спектр сложных проблем, включая резкое сокращение экономических возможностей государства для необходимого финансирования работ, связанных с масштабным сокращением ядерных вооружений и выводом из состава ВМФ России атомных подводных лодок, ликвидацией последствий предыдущей оборонной деятельности. Часть объектов этих видов деятельности находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и являются значительным фактором радиационного и ядерного рисков, в особенности для ряда регионов Северо-Запада, Дальнего Востока, Урала и Сибири.
Важным элементом эффективной работы в области повышения ядерной и радиационной безопасности в России является международное сотрудничество.
Импульс этой работе был придан решениями Московского саммита "восьмерки" по вопросам ядерной безопасности, состоявшегося в 1996 году. В Декларации саммита его участники заявили о своей приверженности базовому принципу использования ядерной энергии – принципу безопасности и подтвердили его безусловную приоритетность. На саммите были определены основные направления международного сотрудничества по реализации этого принципа.
Дальнейшим развитием этого процесса явилось принятие программы "Глобальное партнерство" против распространения оружия и материалов массового уничтожения на саммите "восьмерки" в 2002 году в Кананаскисе /Канада/.
Международное сотрудничество в области ядерной и радиационной безопасности в настоящее время активно развивается на двусторонней и многосторонней основе. В серии межправительственных соглашений предусмотрено привлечение зарубежного финансового и материально-технического содействия в целях проведения в России комплекса мероприятий, необходимых для повышения уровня ядерной и радиационной безопасности. Эффективные мероприятия по международному сотрудничеству осуществляются в рамках МАГАТЭ.
Вместе с тем, при осуществлении международного сотрудничества выявился ряд проблем, влияющих на его результативность, в том числе связанных с нерешенностью некоторых организационных, правовых, таможенных и налоговых вопросов.
В докладе группы содержится анализ этих проблем, даются рекомендации и предложения, которые направлены на создание благоприятных условий для эффективного использования международной технической помощи /содействия/ и обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России. Среди этих предложений:
– разработка порядка посещения представителями иностранных государств-доноров территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение;
–представление предложений по совершенствованию налогообложения международной технической помощи /содействия/, предоставляемой Российской Федерации;
– внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, подписанной в 1999 году";
– обеспечение выполнения процедур по присоединению Российской Федерации к поправке LC/51/16/ и к протоколу 1996 года Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
–рассмотрение Государственной Думой в приоритетном порядке проекта федерального закона "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб".
Руководитель рабочей группы президиума Госсовета по развитию международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности – губернатор Мурманской области Ю.Евдокимов.
Рабочая группа президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности была образована в июне 2003 года. В ее состав вошли Президент Удмуртской Республики А.Волков, первый заместитель губернатора Камчатской области В.Грибков, заместитель губернатора Челябинской области Г.Подтесов, вице-президент Российской академии наук, академик РАН Н.Лаверов, представители профильных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководящие работники Росатома, МИДа, Минобороны, Минэкономразвития России, директора научных институтов Российской академии наук и другие ответственные лица.