Новости
В ближайшие 25 лет нефть будет только дорожать
Экономика | Россия

В ближайшие 25 лет нефть будет только дорожать, предупреждают эксперты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). По их оценке, к 2030 г. среднегодовая цена нефти поднимется до $40/барр., если ОПЕК не сумеет резко увеличить добычу.


В конце 1990-х гг., когда цена на нефть упала ниже $10 за баррель, многие экономисты считали, что надолго, если не навсегда, — современные технологии позволяют снижать себестоимость добычи, а разведанных запасов хватит миру еще на десятки лет. И даже после того, как в начале XXI в. цены подобрались к $20 за баррель, экономисты были твердо уверены, что в ближайшее десятилетие средняя цена барреля будет колебаться в диапазоне $16-20, пишет газета "Ведомости".

Теперь и этот прогноз кажется слишком осторожным. Все карты спутали топливный бум в Китае и политическая нестабильность на Ближнем Востоке. Еще в июне инвестиционный банк Goldman Sachs повысил прогноз среднегодовой цены нефти в 2005-2015 гг. с $20 до $30-35/барр. Эксперты банка мотивировали это решение автомобилизацией в Китае и невозможностью быстрого наращивания добычи странами ОПЕК. По оценке старшего экономиста Института международной экономики Филиппа Верлегера, за последние 14 лет потребление нефти в Китае и Индии растет в девять раз быстрее, чем в остальном мире.

Экономисты ОЭСР заглянули еще дальше, чем их коллеги из Goldman Sachs. В специальном докладе, вышедшем в среду и посвященном влиянию нефтяных цен на мировую экономику, они пишут, что в ближайшие 25 лет среднегодовая цена нефти будет повышаться с $27/барр. (как в 2003 г.) до $35/барр. Спрос развитых стран на нефть растет очень медленно — они снизили свою энергозависимость, зато быстро растущим странам Азии требуется все больше энергии, что и толкает цену нефти вверх, говорится в рабочем докладе экономического департамента ОЭСР.

Зависимость потребителей от картеля экспортеров нефти (ОПЕК) будет расти, предупреждают экономисты ОЭСР. Новых запасов сырья за пределами Ближнего Востока с каждым годом обнаруживается все меньше, расположены они главным образом в труднодоступных местах, поэтому их разработка обходится все дороже. Если страны, входящие в картель, не будут интенсивно наращивать добычу и их доля в мировом предложении нефти упадет с нынешних 38% до 32%, то средняя цена топлива вырастет к 2030 г. до $40/барр., прогнозирует ОЭСР. А если экономика Китая в ближайшие четверть века будет расти в среднем не на 6,7% в год, а на 7,2%, то ОПЕК придется увеличить свою долю в мировой добыче до 55%. Иначе нефть может подорожать до $45/барр.

Впрочем, к спаду в развитых странах — импортерах нефти ее подорожание не приведет. По оценке ОЭСР, повышение цены нефти на $10/барр. приведет к росту инфляции в США и странах еврозоны всего на 0,1-0,2 процентных пункта и замедлению роста ВВП на 0,2-0,3%. По оценке главного экономиста Morgan Stanley Стивена Роуча, подорожание барреля нефти на $10 уменьшает прирост мирового ВВП на 0,25%. Дорогая нефть перестала быть угрозой для инфляции и роста экономики, соглашается с экономистами ОЭСР Доминик Уилсон из Goldman Sachs.

В том, что подорожание нефти неизбежно, не сомневаются даже консервативные аналитики. Исходя из баланса спроса и предложения “равновесная цена” нефти повысилась в последние годы с $20 до $30-40 за баррель, полагает Роуч. А руководитель отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский отмечает, что его компания в своих оценках на 2005 г. исходит из “очень консервативного прогноза в $28/барр.”. Впрочем, многое будет зависеть от курса доллара, добавляет экономист Shell Сергей Вакуленко: “Если перевести цену нефти из подешевевших долларов в евро, то выяснится, что подорожание было гораздо менее значительным”.

Высокие цены на нефть все меньше помогают развитию экономики в странах-экспортерах. Во второй половине 2004 г. темп роста российской промышленности замедлился, несмотря на подорожание нефти, напоминает Валерий Миронов из Центра развития. Все дополнительные доходы нефтяников от роста цен аккумулирует государство, замораживая их на счетах стабфонда. А приток валюты ведет к чрезмерному укреплению рубля, подрывая конкурентоспособность перерабатывающих отраслей, отмечает экономист.