Продажа “Юганскнефтегаза” никому не известной фирме возмутила инвесторов и иностранных наблюдателей, но не удивила тех, кто помнит историю российской приватизации. Group Menatep обещает преследовать покупателя главного актива “ЮКОСа” по всему миру, кем бы он ни оказался. Но чиновников эти угрозы не пугают.
“То, что произошло [с "Юганскнефтегазом"], напоминает фильм ужасов, ситуация становится все хуже и хуже”, — говорит аналитик Brunswick UBS Пол Коллиссон. “Почему неизвестную компанию вообще допустили к аукциону, а тем более позволили выиграть. И откуда у нее деньги?” — недоумевает Ариэль Коэн, ведущий аналитик исследовательского центра Heritage Foundation, близкого к администрации Буша. — Такое чувство, как будто мы вернулись на 10 лет назад к залоговым аукционам“. А экс-министр экономики Евгений Ясин напоминает, что когда Михаил Ходорковский покупал “ЮКОС”, победителем аукциона тоже стала неизвестная компания — “созданная за три дня до торгов фирма "Лагуна", зарегистрированная в городе Талдоме Московской области”.
Как сообщает газета "Ведомости", представители администрации США, Еврокомиссии, рейтинговых агентств Fitch и Standard & Poor's вчера не смогли прокомментировать ситуацию. Коэн считает, что позиция рынка и международного сообщества будет зависеть от того, кто стоит за победителем. Если покупатель — “Сургутнефтегаз”, то это еще и не так плохо, считает аналитик “Ренессанс Капитала” Рональд Смит. “Рынок сейчас очень нервный, и это может быть истолковано рынком как позитивный и как негативный сигнал”, — убежден он.
Кем бы ни был покупатель, Group Menatep собирается преследовать его по всему миру, оспаривая итоги торгов в западных судах и арестовывая всю экспортную нефть компании. Всю прошедшую неделю группа вела PR-кампанию против продажи “Юганскнефтегаза”, угрожая вчинить иск о компенсации своих убытков потенциальному покупателю и его кредиторам. Один из директоров группы — Тим Осборн в пятницу заявил Bloomberg, что Group Menatep может через суд потребовать от победителя аукциона по продаже “Юганскнефтегаза” $50 млрд плюс штрафы.
Незадолго до начала аукциона адвокаты Group Menatep вновь пригрозили исками ко всем сторонам, вовлеченным в аукцион по продаже “Юганскнефтегаза”. По словам Сэнфорда Сондерса из юридической фирмы Greenberg Traurig, иски будут поданы в суды тех стран, которые “уважают закон”, — в США и в Западной Европе. Сондерс добавил, что Group Menatep будет добиваться ареста экспортных поставок нефти “Юганскнефтегаза” и зарубежного имущества России и “Газпрома”.
Впрочем, юристы и чиновники уверены, что государству не стоит бояться угроз Group Menatep. Еще в пятницу премьер Михаил Фрадков назвал торги по продаже “Юганскнефтегаза” внутренним делом Росси. В Кремле вчера не стали комментировать ситуацию.
Сотрудник одной из международных юридических фирм уверен, что группа не сможет арестовать активы России за рубежом. “Проводя аукцион, государство явно не действовало как коммерческий участник”, — поясняет юрист. А вот самому покупателю “Юганскнефтегаза” акционеры “ЮКОСа” могут создать серьезные проблемы. Партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Петр Достовалов указывает, что в американском правосудии существует принцип “снятия покровов”. Он позволяет привлекать к суду лица или организации, которые не были указаны в решении суда, но совершают запрещенные судом действия. Впрочем, касаться это будет только зарубежных активов. Доказать свои претензии в российских судах Group Menatep не сможет, уверен партнер адвокатского бюро “Маркс и Соколов” Брюс Маркс.
Кремлевский чиновник считает, что Group Menatep не удастся осложнить жизнь покупателю, особенно если это “Газпром”. “От его поставок зависит энергообеспечение многих стран. Пусть попробуют арестовать, например, какую-то часть поставок нефти или газа”, — советует собеседник “Ведомостей”.