В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох
Четвертый, по прозвищу "Епифан", "Великолепный". Его предшественников не особо
занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было
достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон "статус-кво". Антиох
же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это "приобщение" к
достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему
народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что
камнем преткновения здесь являются еврейская Традиция и Тора, он попытался
запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было
запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов
евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам
Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью
которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же
восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а
после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу
"Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и
аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - "Кто подобен Тебе,
Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с
именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими
угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в
запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм
был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового
светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатоного сосуда с
ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден
маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло
хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое,
требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой
порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.