Новости
Жители Югры научились отстаивать свои потребительские права
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра

«За время действия закона «О защите прав потребителей» жители региона научились требовать необходимую и достоверную информацию о приобретаемом товаре, - заявила в беседе с журналистами начальник отдела по защите прав потребителей автономного округа Любовь Кондрашова. - При покупке импортных товаров покупатели обращают внимание на наличие информации на русском языке, требуют кассовые чеки, подтверждающие покупку. Вошло в практику досудебное разрешение  споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляется экспертиза товаров народного потребления, ведется большая работа по информированию и обучению населения потребительской культуре», сообщает пресс-служба губернатора Югры.

По мнению Любови Кондрашовой, повышается правовая грамотность потребителей и предпринимателей. Потребители становятся более активными, чаще прибегают к защите, которую им могут предоставить государственные и муниципальные структуры.

            Об этом свидетельствует ежегодный рост обращений жителей к специалистам по защите прав потребителей. В 2003 году было рассмотрено около 9 тыс. заявлений, с начала текущего года их поступило уже около 7,5 тысяч, что 14,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2003 году в судах различных инстанций было рассмотрено 189 исковых заявлений потребителей, 157 - удовлетворено, за 9 месяцев текущего года из 109 судебных исков в пользу потребителей удовлетворено 67.

            С развитием потребительского рынка расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются к специалистам. Обращения вызваны нарушениями прав во всех сферах потребительского рынка: при купле-продаже товаров, выполнении работ при строительстве и ремонте жилья, оказании услуг в сфере бытового обслуживания, общественном питании, а также транспортных, туристических, платных медицинских услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных, образовательных и других.

Наибольшее количество нарушений при предоставлении услуг выявлено в сфере бытового обслуживания (41%), жилищно-коммунальном хозяйстве (17%), общественном питании (12%), при оказании услуг связи (8%), платных медицинских услуг (3%).

Много нарушений фиксируется в сфере торговли. Специалисты отмечают, что чаще всего продавцы необоснованно отказывают в удовлетворении требований потребителей заменить товар низкого качества, либо нарушаются установленные сроки удовлетворения жалоб и требований покупателей, в торговых точках отсутствует полная и достоверная информация о товаре, о продавце, о сроках годности товара, его гарантийном сроке.                                                                                                                            

            Пока законом не урегулирован дистанционный способ продажи. Такой вид продаж осуществляется через почту, телевидение, интернет, при помощи проспектов, буклетов, фотоснимков. Внесенная поправка в закон, после его принятия в Государственной Думе, предоставит право покупателю отказаться от товара до его получения по почте или в течение 7 дней после получения.

В новый закон о защите прав потребителей будет внесена норма об обязательном наличии информации о том, кто предлагает товар, о генетически модифицированных продуктах,   оговорена ответственность импортера перед потребителем за ненадлежащее качество предлагаемого для продажи на территории Российской Федерации товара.