Новости
РЖД и Газпром создали совместную компанию по развитию магистрали на Ямале
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Россия | Курская область

РЖД и «Газпром» подписали соглашение о создании совместной компании для развития железнодорожной сети в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). В уставной капитал новой компании будут переданы линии с незавершенным строительством, как «Газпрома», так и РЖД.

Интерес «Газпрома» к данному проекту понятен – ЯНАО является основной сырьевой базой газового монополиста, и железнодорожные перевозки там будут намного дешевле, чем авиационные. РЖД, в свою очередь, пытаются найти инвестора для восстановления железнодорожных магистралей региона. По мнению экспертов, данный проект имеет весьма неплохие перспективы – затраты железнодорожников на его реализацию едва ли будут очень высоки, а вот рентабельные тарифы и хороших инвесторов получить можно.

В январе-октябре 2004 г. ОАО «РЖД» перевезло более 1,13 млрд т грузов – это на 52,5 млн т (5,5%) превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом в октябре было перевезено 108,1 млн т грузов, что на 5% больше, чем в октябре прошлого года. Грузооборот РЖД за 10 месяцев 2004 г. составил 1,5 трлн т/км, что на 8,6% больше показателей работы в 2003 г. Что касается пассажирских перевозок, то за этот же период 2004 г. было перевезено 1,11 млрд пассажиров. По сравнению с этим же периодом прошлого года рост составил 1,2%, или 13,6 млн человек. Основная часть перевозок пришлась на каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, железную руду и черные металлы. Ожидается, что по итогам 2004 г. рост грузооборота РЖД превысит 8%, перевозки пассажиров увеличатся на 6% и достигнут 1,35 млрд человек, а чистая прибыль компании составит запланированные 8 млрд руб.

Как сообщил вчера в Красноярске президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев, РЖД и «Газпром» подписали соглашение о сотрудничестве. «Мы с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером подписали соглашение о создании совместной компании, в уставный капитал которой будут переданы линии с незавершенным строительством, как у «Газпрома», так и у РЖД – это линии от Уренгоя до Ямбурга и от Уренгоя до Пангоды», – заявил Геннадий Фадеев. Ранее глава РЖД говорил, что на встрече с руководством «Газпрома» был рассмотрен вопрос об участии ООО «Надымгазпром», ООО «Уренгойгазпром» и ООО «Газпромтранс» в уставном капитале ОАО «Ямальская железнодорожная компания» для достройки и дальнейшей эксплуатации железнодорожных участков на севере Тюменской области. Кроме того, Геннадий Фадеев сообщил, что «не исключена возможность продвижения так называемой сталинской железной дороги». «Эта дорога строилась с двух сторон – от Дудинки к Салехарду и от Салехарда к Дудинке. Было построено более 700 км. По всей этой трассе главные скважины – газоносные и нефтеносные. Это разработки, которые можно использовать. Ямал и направления до Норильска – это главная база, которая формирует более 60% бюджета нашего государства. Это направление будет проработано, в ближайшее время будет подготовлено технико-экономическое обоснование», – заявил глава РЖД, сообщает RBC Daily.

Железнодорожники весьма заинтересованы в реализации этого проекта. «Создав эту компанию, внеся в уставной капитал эти линии, мы попытаемся найти инвестора, восстановить их до норм магистрального железнодорожного транспорта», – заявил Геннадий Фадеев. Причем получение этого инвестора в лице «Газпрома» – перспектива вполне реальная: газовый монополист не меньше РЖД заинтересован в строительстве железных дорог на Ямале. На сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ является основной сырьевой базой газового монополиста. В 2003 г. «Газпром» добыл в этом регионе свыше 500 млрд куб. м природного газа, что составило более 90% от общего объема добычи компании. В настоящее время на полуострове Ямал открыто 26 месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн куб. м. «Газпрому» принадлежат лицензии на разработку Бованенковского, Харасавэйского и Новопортовского месторождений с запасами газа 5,8 трлн куб. м. Полномасштабная промышленная разработка только этих месторождений обеспечит компании добычу дополнительно 180 млрд куб. м газа в год. Расчетные объемы перевозок грузов для обустройства Бованенковского и Харасавэйского месторождений в ЯНАО за весь период составляют 12,4 млн т. «А то, что возить железнодорожным транспортом будет дешевле, чем вертолетами, – это понятно», – сказал RBC daily независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов.

По оценкам экспертов, создание совместной компании РЖД и «Газпрома» имеет весьма неплохие перспективы. «Поскольку на Ямале не будет вечно пугающих железнодорожников убыточных пассажирских перевозок, а только ограниченное число заказных перевозок оборудования и грузов, то РЖД могут получить на этом направлении вполне окупаемые тарифы и хороших инвесторов в виде нефтяников, которые будут разрабатывать месторождения Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, а также шельфовые месторождения», – отметил Алексей Безбородов. Преимущество данного проекта состоит еще и в том, что РЖД не придется нести серьезные затраты на его реализацию. «РЖД не придется содержать там вагонные парки, ремонтные базы, социальную сферу, большое количество сотрудников. Все это останется в Ярославле, Екатеринбурге и прочих региональных центрах прилегающих железных дорог, – пояснил Алексей Безбородов. – Так что расходы, кроме закупки шпал и рельс, будут незначительными».