До 2010 года в развитие железнодорожной линии
Тюмень-Сургут - Коротчаево - Новый Уренгой будет инвестировано более 13 млрд.
рублей. Из них около 11 млрд рублей будет вложено ОАО "РЖД", более 2
млрд рублей составят привлеченные средства - как из региональных бюджетов, так и
инвестиции бизнес-структур, сообщает пресс-служба ОАО РЖД.
Программа
развития линии "Тюмень – Сургут – Коротчаево – Новый Уренгой до 2010 года,
разработанная Свердловской железной дорогой – филиалом ОАО "РЖД",
предусматривает модернизацию и усиление всех хозяйств дороги на этом
направлении. Средства регионов будут направляться на социально ориентированные
проекты.
Инвестиции бизнес-структур - на развитие конкурентных видов
бизнеса (таких, например, как комплексы хранения и налива горюче-смазочных
материалов), а также пункты подготовки подвижного состава. На сегодняшний день
подобные предложения уже поступают Свердловской железной дороге – филиалу ОАО
"РЖД". В частности, по словам начальника филиала Александра Мишарина, компания
"Новотэк" готова инвестировать более 120 млн долларов США в строительство
промывочно-пропарочной станции на севере Тюменской области.
Напомним,
ОАО "Российские железные дороги" ежегодно вкладывают до 500 млн руб. в текущих
ценах только на капитальный ремонт и развитие линии "Тюмень - Сургут -
Коротчаево". Эта железнодорожная линия имеет стратегически важное значение не
только для ОАО "РЖД", но и для всей российской
экономики.
Долговременные интересы Российской Федерации определяют
особую роль севера Уральского федерального округа. В настоящее время в этом
регионе добывается 80% всей российской нефти и почти 98% природного газа. Это
динамично развивающийся регион.
В целом по Тюменской области объем
промышленной продукции вырос на 5,8%. Объемы добычи нефти и газового конденсата
устойчиво росли, и за два года выросли на 19%. Уровень добычи газа за последние
3 года стабилизировался и составляет 500 млрд куб. метров в год. Значительная
часть бюджета России формируется именно в этом регионе.
По прогнозам
Института экономики Уральского отделения Российской академии наук и института
"ГипротрансТЭИ", ожидаемый рост объемов перевозок грузов по линии "Тюмень –
Сургут – Коротчаево" к 2005 году в связи с развитием добычи углеводородного
сырья в Ямало-Ненецком автономном округе может составить 157 млн тонн в год, а к
2010 году - 218 млн тонн в год. Объем завоза грузов по участку "Чум -
Лабытнанги" в 2010 году может составить от 1,0 до 2,5 млн тонн, что недостаточно
для обеспечения безубыточной эксплуатации данной линии и эффективности
использования капитала предприятий железнодорожного
транспорта.
Серьезное положение сложилось в обеспечении спроса на
пассажирские перевозки. Реальный спрос удовлетворен только на 55-60%. В летние
месяцы, в период массовых пассажирских перевозок, положение еще более
усугубляется. Кроме того, в 2004 - 2010 годах на данном направлении будет
необходим капитальный ремонт каждого девятого километра пути. Поэтому недостаток
пропускных способностей не позволяет обеспечить потребные размеры движения
поездов и текущее содержание путевой инфраструктуры на направлении "Тюмень -
Сургут".
Учитывая государственную важность транспортного обеспечения
для освоения природных ресурсов районов севера Уральского федерального округа,
коллегией Министерства путей сообщения Российской Федерации 21 апреля 2003 года
было принято решение о достройке участков железнодорожных линий "Коротчаево -
Новый Уренгой - Пангоды - Надым и Новый Уренгой – Ямбург".
15 сентября 2003 года президент ОАО "РЖД" (в то время министр путей сообщения РФ) Геннадий Фадеев открыл пассажирское движение между Новым Уренгоем и Москвой, Казанью, Екатеринбургом по достроенному железнодорожному участку "Новый Уренгой – Коротчаево". Стоимость этого проекта составила 840 млн рублей, половина этой суммы была вложена ОАО "Российские железные дороги".