Во вторник Владимир Путин обнародовал новую структуру правительства и кадровый состав кабинета. Кардинальное изменение структуры министерств (их число было сокращено почти на треть) в одночасье положило начало очередному этапу административной реформы. Либералы-реформаторы – к радости инвесторов – сохранили места в новом кабинете, кроме того, ряды министров пополнили представители регионов и бизнеса. Что же касается новых лиц в правительстве, то они выглядят типичными «героями времени» – эффективными чиновниками, но не политиками и не стратегами. Интересно, что новые «люди без лица» оказались в соседстве не только с либералами, но и с «ветеранами» Белого дома. Такой кадровый состав кабинета «в стиле fusion» лишний раз говорит о том, что нынешнее правительство будет хотя и реформаторским, но временным и непопулярным. А жить ему суждено два-три года – вплоть до прихода политического кабинета во главе с преемником Владимира Путина, нацеленным на победу в 2008 году, считает РБК.
Как и ожидалось, единственным вице-премьером в новом кабинете стал нынешний первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Начальником аппарата правительства неожиданно был назначен нынешний первый заместитель главы администрации президента и руководитель предвыборного штаба Путина Дмитрий Козак. Владимир Путин дал понять, что и в новом правительстве аппарат будет играть важную роль. По его словам 'из параллельного теневого правительства аппарат должен превратиться в эффективный и современный инструмент администрирования». Путин напомнил, что Дмитрий Козак - один из авторов структуры нового правительства (Козак был заместителем главы комиссии по административной реформе). По мнению политолога Дмитрия Орлова, административной реформой Козак будет заниматься и в Белом доме, только тогда его новое назначение не станет понижением. Так что неудивительно, что отвечавшему за административную реформу в правительстве Касьянова вице-премьеру Борису Алешину места в новом кабинете не нашлось, по крайней мере - среди министров. По данным источников ГАЗЕТЫ, Алешину сделано предложение поработать в структурах исполнительной власти, но «со значительным понижением».
Большинство коллег Алешина по вице-премьерскому цеху нашли себя в новом правительстве. Исключением стал лишь уехавший полпредом в Южный федеральный округ Владимир Яковлев - вчера по указу президента он сменил на этой должности Виктора Казанцева. Алексей Кудрин сохранил за собой Минфин, который добавил себе полномочия МНС в области принятия нормативных актов в области налоговой политики. Привыкать к роли министра придется и Виктору Христенко. Впрочем, в Министерство промышленности и энергетики, которое он возглавил, перешли почти все структуры, которые Христенко курировал: Минэнерго, большая часть Минпромнауки, Минатома и функции Госстроя в сфере коммунального хозяйства.
Министерство природных ресурсов выжило и обрело 'неожиданного' министра - пермского губернатора Юрия Трутнева.
Скромнее аппаратные достижения Алексея Гордеева и Галины Кареловой. Гордеев стал министром не только сельского хозяйства, но и рыболовства, поглотив соответствующий госкомитет, который, впрочем, и так курировал в качестве вице-премьера. Карелову Фрадков рекомендовал в качестве замминистра в новое Министерство здравоохранения и социального развития. Начальником Кареловой станет глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов.
Министр обороны Сергей Иванов и глава МЧС Сергей Шойгу сохранили свои посты и ведомства без больших изменений. МВД также не испытало серьезных потрясений - и.о. министра Рашид Нургалиев стал министром. Изменения произошли в другом 'президентском' ведомстве - МИДе. Новым министром стал представитель России в ООН Сергей Лавров, а Игорь Иванов отправился в традиционное прибежище отставников - он стал секретарем Совета безопасности.
Экономическое крыло правительства сохранило ключевую фигуру - Германа Грефа. Он не только удержал, но и значительно укрепил свои позиции. Под управление МЭРТ фактически переданы «разжалованное» в агентство Минимущество, преобразованные в федеральные службы МАП и РФФИ, а также часть полномочий ГТК и ФЭК.
Ликвидировать отраслевые министерства, как предполагали разработчики административной реформы, не получилось. Помимо Министерства промышленности и энергетики и Минсельхоза и рыболовства на «отраслевом» фланге правительства появился еще один аппаратный монстр - Министерство транспорта и связи, объединившее в себе сразу три ведомства: Минтранс, МПС и Минсвязи. На пост главы подобной структуры ожидали кого-то из питерских знакомых президента - либо министра связи Леонида Реймана, либо вице-президента ОАО 'РЖД' Владимира Якунина. Выбор Путина оказался совсем иным: один из руководителей компании 'Северстальтранс' Игорь Левитин. Последнее бизнес-назначение в правительство было в 1996 году. Тогда пост вице-премьера занял пришедший из Онэксимбанка Владимир Потанин. До него вице-премьером был директор 'АвтоВАЗа' Владимир Каданников.
Еще одна кадровая неожиданность нового правительства - фигура министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Бывший ректор Московской консерватории получил наследство двух искушенных в политике бюрократов - Михаила Швыдкого и Михаила Лесина. Впрочем, премьер Фрадков тут же пообещал в помощь Соколову назначить двух 'известных стране' заместителей. Не исключено, что ими станут все те же Лесин и Швыдкой, пишет ГАЗЕТА.
Больше всех довольны изменениями в правительстве инвесторы. По мнению вице-президента «Ренессанс Капитала» Алексея Моисеева, судя по составу нового правительства, реформы, «безусловно», продолжатся. «Я воспринимаю эту новость очень положительно, – сказал г-н Моисеев RBC daily. – «Правильные» люди в правительстве остались, «неправильные» – ушли. Я очень доволен». Сходного мнения придерживается и экономист ИГ «АТОН» Питер Вестин (Peter Westin). «После выдвижения кандидатуры Фрадкова очень важным было назначение министров. И любая серьезная перемена в ключевых экономических ведомствах (Минфин, Минэкономразвития) потенциально могла быть негативной, – сказал г-н Вестин RBC daily. – Поэтому переназначение Кудрина и Грефа – это позитивный факт. Пока я не слышал о том, что происходит на уровне заместителей министров – останутся ли, например, Дворкович и Дмитриев, но думаю, что особых изменений здесь не будет». По его мнению, очень позитивным сигналом является сокращение правительства и уменьшение количества министерств. «Главная часть административной реформы приходится на регионы и муниципалитеты, – говорит г-н Вестин. – А, сокращая свой бюрократический аппарат, федеральное правительство подает им пример – и это очень важно. Накануне выборов реформы несколько затормозились, особенно реформа бюрократического аппарата. Много говорилось и о том, что прежний премьер был в известном смысле препятствием на пути этой реформы. Но теперь, после назначения министров и после заявлений Фрадкова и Путина на эту тему, мы ожидаем ускорения реформ, в первую очередь административной».
После объявления новых назначений все надежды единороссов на «партийное правительство» пошли прахом. «Очевидно, что «Единая Россия» не получила ни одного из предполагаемых министерских постов, что негативно сказывается на позициях партии, – отмечает Дмитрий Бадовский. – Впрочем, это едва ли приведет к осложнению отношений правительства и Думы – этот процесс вполне управляем». По мнению Алексея Зудина, от правительства будет дистанцирована не только «партия власти», но и сам президент. «Присутствие Путина в этом правительстве уменьшится, – считает он. – Та степень контроля, которая была над правительством Касьянова, сейчас излишня. Путин будет дистанцироваться от правительства, чтобы избежать излишней вовлеченности в его работу и излишней ответственности. Правительство Фрадкова – это правительство с четко фиксированными полномочиями и жизненным циклом, «сроком годности». Ближе к 2008 году – минимум через два, а то и через три года – ему на смену придет политическое правительство под руководством преемника Путина», пишет РБК.