Новости
Александр Филипенко: "70 с лишним миллиардов рублей налогов будут платиться все равно предприятиями, работающими в ХМАО"
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | В бывшем СССР

Накануне губернатор ХМАО Александр Филиппенко провел брифинг, где ответил на вопросы журналистов.

 - Александр Васильевич, если на первой встрече губернаторов Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа речь шла об интеграции Ямала в экономику юга Тюменской области, то в Салехарде разговор шел уже о политической интерграции и административном переустройстве. Но почему Югра осталась в стороне: не приглашали или у округа есть свое видение этой ситуации?

 -Мне думается, что начинать надо не с этих встреч, а с той системной работы, которая была выстроена изначально и одобрена соответствующими решениями трех губернаторов и трех Дум наших субъектов. Я не могу согласиться с тем, что мы стоим в стороне от этого процесса или его игнорируем.  В рамках этих решений работает группа специалистов трех субъектов по выработке механизма распределения полномочий между Тюменской областью и автономными округами.

12 апреля члены группы должны предложить трем губернаторам идеи и мысли, оформленные в проекты документов, как выстраивать работу наших трех субъектов по реализации 95-го федерального закона.

Мне думается, что у Ханты-Мансийского автономного округа и у наших представителей, которые занимаются этой проблемой, достаточно настойчивая позиция. И нередко именно по нашей инициативе проходят эти встречи. Сейчас, на мой взгляд, их работа должна быть более активной.

Что касается тех встреч и решений, о которых вы спрашиваете,  между руководством Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, то мне думается, что вопросы надо адресовать участникам этих встреч, потому что мы действительно не являлись их участниками.

-Вы знаете, о чем конкретно шла речь в том же Салехарде?

Суть предложений, которые там рассматривались, на мой взгляд, заключаются в следующем. Для исполнения 24 полномочий, которые законом предполагается реализовывать на областном уровне, если иное не предусмотрено соглашениями или федеральным законом, администрация Тюменской области предлагает сформировать на территории Ямало-Ненецкого автономного округа свои представительства, так их назовем, из специалистов администрации Ямала. Эти сотрудники автоматически становятся работниками администрации Тюменской области. Схема в полной мере вписывается в требования закона, если строго и формально им руководствоваться и не учитывать иных возможностей, которые дает этот же закон. Но этот же закон позволяет по иному выстроить эти отношения на основе договора, соглашения между субъектами Федерации. И та, и другая схемы имеют право на жизнь. Может быть, исходя из технологичности построения системы управления, полезности, а главное эффективности, для того, чтобы минимизировать возможный ущерб для людей, живущих на нашей территории, надо рассматривать все варианты. В этом случае, мне думается, что, предложенный нами вариант интересен тем, что он позволяет сформировать бюджетные взаимоотношения между регионами и муниципалитетами более прозрачно. При этом, формируется общеобластная часть бюджета, необходимая для  решения всех общеобластных проблем. В этом смысле, мне кажется, намного упрощается сама процедура и формирования, и исполнения бюджета.

Что касается ситуации, почему же именно Ямал, а я могу предположить, судя по некоторым высказываниям Юрия Васильевича Неелова, что это его инициатива, предложил эту форму двусторонних отношений. Здесь суть лежит почти на поверхности.  Заключается она в простой вещи. Сегодня распределение бюджетных доходов выглядит так: Ханты-Мансийский автономный округ по факту имеет порядка 95 миллиардов рублей дохода, Тюменская область 20 с небольшим миллиардов, Ямал около 40 миллиардов. С учетом того, что на Ямале уже в этом году «газовая» составляющая в доходах бюджета практически вся перераспределяется в федеральную казну, бюджет округа существенно сократился. Плюс с будущего года значительно (до пяти процентов) сократятся доходы от налога на добычу полезных ископаемых. Проецируя эту ситуацию на будущее, мы можем получить такую картину: Тюменская область будет иметь 7 – 8 миллиардов рублей  дохода, Ямал - на уровне 17 -18 миллиардов, а в целом на три субъекта придется от 96 до 100 миллиардов рублей. То есть, 70 с лишним миллиардов рублей налогов будут платиться все равно предприятиями, работающими в Ханты-Мансийском автономном округе.  В этом смысле, на мой взгляд, руководители Ямала и Тюменской области считают и доказывают нам, что надо объединить все эти ресурсы в один консолидированный бюджет, для того, чтобы решить возможные потери.