Накануне заместитель Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев встретился с журналистами.
Вопрос: В связи с реорганизацией МПР, какие могут произойти позитивные или негативные изменения в сотрудничестве властей ХМАО и данного министерства? По Вашему мнению, как это может отразиться на работе лицензионной комиссии, сроках проверки исполнения лицензионных соглашений?
- Не зависимо от того, что происходит в этом мире, работу никто не отменял. На региональном уровне эта работа тоже идет в нормальном режиме. То, что любая реорганизация влияет на работоспособность подразделения – это вы сами понимаете. Естественно, что в связи с неопределенностью у работающих в ней возникает масса вопросов. Пока ответов на них нет. Что касается взаимоотношений с компаниями и выполнения ими обязательств по лицензионным соглашениям, то никакого влияния это не оказывает. Компании по-прежнему заинтересованы в нормальных отношениях с государством. Пока ничего экстраординарного не произошло.
Вопрос: Известны ли Вам результаты проверки выполнения лицензионных соглашений АО "Юганскнефтегаз" в декабре 2003 года?
У меня нет пока результатов проверки, поскольку пришло указание теперь уже бывшего заместителя министра природных ресурсов о том, что никаких актов комиссия подписывать не должна. Вся информация о проверке представлена в МПР.
У меня есть копия доклада руководителя ГУПР по ХМАО. Что касается «Юганскнефтегаза», то здесь, на мой взгляд, три самых главных вопроса и нарушения. Это, прежде всего, разработка некоторых участков без проектных документов. Второе - по 16 лицензионным участкам разработка осуществляется со значительными отклонениями фактических показателей разработки от проектных нормативов (нарушением считается отклонение более чем на 10%). И третье – фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа по шести лицензионным участкам очень низкий и не соответствует плановым показателям, указанных в лицензионных соглашениях.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать эти нарушения? Способны ли органы окружной власти повлиять на ситуацию?
- Мы уже более шести лет ведем разговор с различными федеральными органами и предлагаем внести в законодательство Российской Федерации изменения, которые позволят применять экономические санкции к компаниям, не выполняющим параметры лицензионных соглашений. Жестких установленных требований по выполнению проектно-технологической документации на сегодня не существует. Мы уже сталкивались с подобной ситуацией во второй половине 90-х годов прошлого века. Административные меры практически не вызывают никакой реакции или не приводят к необходимому результату. В наше время эффективнее всего работает наказание деньгами. Пока, к сожалению, этого не произошло, и государство продолжает нести значительные убытки. Если такие санкции получат право на жизнь, я более чем уверен, что многие проблемы и многие обязательства будут либо выполняться в срок, либо государство будет получать дополнительный доход за счет компенсации ущерба, которое оно несет.
В свое время мы могли воздействовать на нарушителей повышением роялти на 2-3 процента. Компании в течение 3-6 месяцев устраняли недостатки, из-за которых мы это повышение назначали. С тех пор законодательство изменилось – вместо роялти появился налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), право его изменения ликвидировано. Жесткая шкала взимания этих платежей не позволяет применять экономические санкции к компаниям.
Что касается утилизации попутного нефтяного газа. В этой части еще сложнее. Большой вред на мой взгляд по утилизации попутного газа внес закон о бюджете, где ставка НДПИ по попутному нефтяному гаду составляет 0 рублей. То есть, если не надо ничего платить, то никто и не платит. Недавно пролетая над Сургутским районом видел море огней, два года такого количества факелов еще не было. Практически мы вернулись к началу 90-х годов. Я не очень понимаю, почему законодатель установил такую ставку на такой ценный продукт. Это никак не стимулирует компании вести работы по утилизации попутного нефтяного газа и его переработке.
Вопрос: Ханты-Мансийский автономный округ планирует в первом полугодии 2004 года выставить на аукцион 20 лицензионных участков на поиск и добычу углеводородного сырья. Внесены ли какие-либо коррективы?
- На счет первого квартала коррективы уже внесены, вы сами понимаете ситуацию. Сроки пока тоже определить трудно. Пока не закончена реорганизация МПР, решение всех вопросов откладывается. Но я уже слышу от нового министра природных ресурсов здравые заявления. Думаю, мы двинемся вперед по всем направлениям государственного управления недропользования.
Вопрос: Действительно ли в Ханты-Мансийском автономном округе в этом году будет добыта 8-миллиардная тонна нефти?
Да. Прошло четыре года с февраля 2000-го и мы приближаемся к 8 миллиардам. Это тоже говорит о движении вперед как компаний, так и органов власти. Ханты-Мансийский автономный округ выполняет главную задачу, возложенную на него Российской Федерацией. Это задача стабильного развития всех отраслей. Объем промышленного производства 575 миллиардов рублей – самый большой в стране. Поэтому и ответственность лежит огромная. Если мы будем иметь достаточно выдержки, то выстоим в любых ситуациях.
Ориентировочно это произойдет в сентябре. Может быть получится совместить знаменательное событие с конкурсом профессионального мастерства работников нефтегазовой отрасли.
Вопрос: Поступали ли в Ваш адрес предложения перейти на работу в администрацию Тюменской области?
Нет, не поступало.
Вопрос: А если бы поступили?
Я думаю, что не «если бы».
ВопросКак Вы относитесь к процессам, происходящим вокруг разграничения полномочий между субъектами федерации и переговорам представителей юга Тюменской области с руководством Ямала без учета мнения Югры?
Первое – закон 95-ФЗ принят. Выполнять его или готовиться к его выполнению надо. Что касается разграничения полномочий, я считаю, что было бы оптимальным заключение трехстороннего Соглашения и работа в нормальном режиме. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Что касается «без учета мнения Югры». Я всегда считал, что на такой большой территории три всегда лучше, чем один. И с точки зрения развития территории и для обеспечения жизни населения. Я думаю, что вы читали или видели интервью Губернатора Филипенко. Акценты расставлены абсолютно правильно.
Вопрос: Будут ли вопросы недропользования и ТЭК переданы в ведение администрации юга Тюменской области? Если да, то как это отразится на благополучии Ханты-Мансийского автономного округа?
Вероятность такая существует, если не будет Соглашения или именного закона об округе. Как это отразится? Мы все жили в предыдущие годы и помним, как принимались решения, даже по земельным отводам Тюменским облисполкомом. Я не думаю, что в условиях такого перехода мы сумеем сохранить положительный потенциал, накопленный за последние 11 лет. В нашем государстве и раньше существовали определенные проблемы в учете мнения населения. Я вообще думаю, что нас очень аккуратно «разводят». Лучше бы работали на единую цель.
Вопрос: Возможно ли в нынешних российских политических условиях вести работу над именным законом Югры, добиваться статуса самостоятельного субъекта Федерации? Стоит ли это делать?
Первое – над законом надо работать и делать его в обязательном порядке надо.
Второе, насчет статуса самостоятельного субъекта. Нас постоянно упрекают в самостийности. На самом деле никто – ни Дума, ни Губернатор, ни Правительство округа ни разу не заявляли о том, что мы выходим их состава Тюменской области. Я сам глубоко убежден, что не надо всех этих вещей и политиканских действий. Главным объединителем является экономика. И если экономика будет нормально развиваться, вопросы перекройки сами по себе отпадут. Попытка решить вопросы одних за счет других кроме как недовольства или уменьшения общего уровня доходов не несет. Меня всегда удивляет, что мы очень много сил и энергии тратим на перераспределение, вместо того, чтобы выращивать дерево от семечка. Нам бы усилия все бросить на развитие производства, переработки.
Информация предоставлена пресс-службой правительства ХМАО.