Желание сэкономить на налогах начинает перевешивать
страхи инвесторов. Компании потянулись в регионы, которые предоставляют им
субвенции, позволяя фактически снизить ставку налога на прибыль с 24% до 5%.
Минфин признает, что не в силах препятствовать новому офшорному бизнесу.
До
нового года российские компании имели легальную возможность экономить 16,5% на
налоге на прибыль с помощью региональных "инвестиционных" льгот. По оценке
Минфина, в первой половине прошлого года три региона - Мордовия, Калмыкия и
Чукотка - предоставили таких льгот, преимущественно нефтетрейдерам, более чем на
29 млрд руб. Правда, законность таких льгот была задним числом поставлена под
сомнение Генпрокуратурой, расследующей деятельность "ЮКОСа", сообщают
"Ведомости".
После этого у инвесторов осталась единственная легальная
возможность сэкономить, договорившись с губернатором о предоставлении субвенций
из регионального бюджета. Чтобы вернуть компании уплаченный в региональный
бюджет налог в виде субвенции, субъекту Федерации достаточно принять у себя
соответствующий закон.
На днях о намерении воспользоваться этим механизмом
объявила первая крупная компания. Председатель совета директоров ТНК-BP Виктор
Вексельберг заявил на экономическом форуме в Лондоне, что Тюменская область
согласна предоставить его компании субвенцию на $100 млн для разработки
Уватского проекта.
По оценке ТНК-BP, для освоения семи месторождений
Уватского района с суммарными извлекаемыми запасами 115 млн т требуются $2,3
млрд инвестиций, значительная часть которых будет потрачена на строительство
инфраструктуры: 311 км трубопроводов, 271 км линий электропередачи и т. п.
В
недавнем интервью "Ведомостям" председатель совета директоров Виктор Вексельберг
сетовал на то, что после истории с "ЮКОСом" компании боятся пользоваться этим
механизмом, так как "опасаются, что через несколько лет от них потребуют вернуть
все эти средства в бюджет". Но представитель ТНК-BP говорит, что компания
заключила с Тюменской областью соглашение о субвенциях еще в начале 2004 г. По
этому соглашению нефтяники обязаны инвестировать полученные из бюджета деньги
исключительно в производство на территории области.
"Обычно зависимость
между уплаченной и возвращенной суммой оговаривается либо в региональном законе,
либо с каждой компанией отдельно в специальном соглашении", - поясняет чиновник
Минфина. Таким образом регион получает возможность "простить" налогоплательщику
не 4% из 24% -ной ставки, а целых 19% (17% региональной части и 2%,
причитающихся местному бюджету).
Сотрудник обладминистрации подтвердил, что
речь идет о возврате уплаченного ТНК-ВР налога на прибыль. По его словам,
компания уже зарегистрировала в области нефтетрейдеров, которые будут продавать
сырье, добытое в Уватском районе. Руководитель департамента экономики
обладминистрации Рэм Мукумов уточняет, что "ни копейки от них еще не поступило,
поэтому и мы им ничего не направляли".
Пресс-секретарь губернатора Тюменской
области Александр Романов говорит, что администрация ведет переговоры о
налоговых льготах со всеми компаниями, которые работают в области и округах
[Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком], - "ЛУКОЙЛом", "ЮКОСом", "Сургутнефтегазом",
"Сибнефтью", "Роснефтью" и "Газпромом". А с "СИБУРом" и Schlumberger область уже
подписала соглашения об экономическом сотрудничестве. "Капитал идет сюда, потому
что здесь обеспечивается налоговое благоприятствование, - рассказывает Романов.
- За счет этого мы на 1 руб. предоставленных льгот имеем 10 руб. дополнительных
поступлений в бюджет".
"По сравнению с инвестльготами субвенции - это более
прозрачная схема, - констатирует Илья Трунин из Института экономики переходного
периода. - Там компании вообще ничего не платили, а здесь сразу понятно, сколько
бюджет теряет". "Возвращают налоги в виде субвенций Ярославская и Ленинградская
области. Готовится это делать Калмыкия", - напоминает партнер юридической
компании, специализирующейся на налоговой оптимизации.
Руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров признает, что центр не может контролировать выдачу субвенций в регионах. Правда, правительственный законопроект по разграничению полномочий между бюджетами разных уровней предусматривает, что с 1 января 2005 г. регионы лишатся права субсидировать промышленность. "Но субвенции юрлицам можно проводить и под видом других расходов, - признает Лавров. - Единственный способ прекратить эту практику - наделить Минфин правом контролировать исполнение региональных бюджетов".