Представитель Думы Ханты-Мансийского автономного округа в Совете Федерации - о проблеме объединения регионов.
Петр Станиславович, в конце марта губернаторы Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области подписали протокол о намерениях по объединению регионов. Но ведь у Тюмени и Ямала нет общих границ, между ними - огромный Ханты-Мансийский автономный округ, который в подписании протокола не участвовал. То есть, видимо, и он, в конце концов, будет вынужден присоединиться? Что вы думаете о ситуации как представитель Ханты-Мансийска?
Прежде всего, о предыстории процесса. В июле 2003 года был принят федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установивший новые принципы разграничения полномочий между органами госвласти всех уровней, согласно которому округа обязаны передать 24 полномочия по предметам совместного ведения России и ее субъектов (из 41) краям и областям, в состав которых они входят, 17 полномочий из этого перечня оставлены за округами.
Правда, удалось прописать в законе положение, что перечень передаваемых полномочий может регулироваться отдельными законодательными актами. И Ханты-Мансийский, и Ямало-Ненецкий автономные округа начали активные переговоры с Тюменской областью по подготовке проекта договора. Была создана рабочая группа из представителей исполнительной и законодательной властей трех субъектов, призванная выработать предложения о перечне полномочий, которые передаются Тюменской области, и которые остаются в округах. Шла нормальная работа. И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление губернаторов Тюменской области Сергея Собянина и Ямало-Ненецкого автономного округа Юрия Неелова о подготовке соглашения о полной интеграции - экономической, политической с изменением административно-территориальных границ.
То есть как бы два соседа, живущие по обе стороны от третьего, решили воссоединиться в одну семью, объединив свои деньги и жилплощади, и что в этой ситуации делать третьему соседу - непонятно. Другого выхода, чтобы сохранить мир, как влиться в "семью", у него нет?
Однако, насильно осчастливить невозможно. Ситуация тем более удивительна, что буквально месяц назад власти Ямала были настроены столь радикально, что нам приходилось в какой-то мере даже по-дружески сдерживать их порыв к "самостийности", - Ханты-Мансийский округ тоже "грозил суверенитетом"?
Никогда. Руководство Ханты-Мансийского округа всегда занимало взвешенную позицию, стремясь искать выход, учитывая интересы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, опираясь на Конституцию России. Мы абсолютно законопослушны, к примеру, приведения нашего законодательства в соответствие с федеральным мы начали за два года до начала общероссийской кампании.
"Объединительный прецедент" в стране уже создан - воссоединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.
Абсолютно верное решение - слабый в экономическом отношении автономный округ вошел в состав сильной Пермской области.
На прошлом заседании Совета Федерации я голосовал за принятие федерального конституционного закона о создании нового субъекта - Пермского края. Но ведь в случае с ХМАО ситуация прямо противоположная - это сильнейший регион России, и его стремятся подчинить более слабому - Тюменской области. Мне кажется, что губернаторы Тюменской области и Ямала в условиях двукратного уменьшения бюджетов в 2005 году, продекларировав сохранение социальных приоритетов, хотят решить их за счет ресурсов якобы ничего не подозревающего добродушного соседа.
Конечно, как мог не преуспеть Ханты-Мансийский округ, в котором сосредоточено главное российское богатство - нефть?
Успех обусловлен, прежде всего, самостоятельным развитием Ханты-Мансийского АО за последние десять лет. Я помню, в каком виде был советский Ханты-Мансийск и остальные города и районы округа. Временное жилье, отсутствие дорог, ветхая инфраструктура. Государство старалось выкачать как можно больше нефти и газа, вырубить побольше леса, вывезти и продать. Никто не думал о людях, живущих здесь.
Что конкретно изменилось за десять лет?
Когда бюджет Ханты-Мансийского округа стал самостоятельным, появились современнее города, значительные достижения в системе образования, здравоохранения, в жилищном и промышленном строительстве, отстроены тысячи километров автодорог, миллионы квадратных метров жилья. У нас 95 процентов собственности акционировано - округ оказался форпостом капитализма в России. Нефтяные компании начали быстро обучать свой управленческий персонал, появился самый передовой менеджмент, произошел резкий интеллектуальный скачок, в том числе и в органах государственной власти округа и муниципалитетов.
Отстроена эффективная система взаимоотношения с бизнесом, установлена жесткая система экологического и налогового контроля. На территории округа работают крупнейшие нефтяные и газовые компании "ЛУКойл", "ЮКОС' "Сургутнефтегаз", ТНК "Снбнефгь", "Тюментрансгаз", "Сургуттазпром". На несколько сот тысяч возросла численность населения (составляет 1,5 млн. человек). Только в прошлом году родилось 20 тысяч детишек. Объем промышленной продукции Ханты-Мансийского АО - 575 миллиардов рублей. Он сопоставим с суммарным объемом Санкт-Петербурга и Москвы. Мы занимаем первое место и России по выработке электроэнергии, по нефтедобыче, в лидерах по добыче газа и по производству лесопромышленной продукция. В 2003 году в федеральный бюджет от Ханты-Мансийского автономного округа поступило более 200 млрд. рублей. И главное, рост валового регионального продукта в округе в 2003 году составил 12 процентов. Зачем все это подвергать риску?
Возможно, мой вопрос покажется дилетантским, но если процветающий Ханты-Мансийский округ "поделится" своими достижениями, наработками, средствами со своими ближайшими соседями, то в конечном итоге ведь выиграет весь огромный регион страны?
Это огромное заблуждение. Многовековая житейская мудрость подсказывает, что не может слабый вести сильного. Я не знаю, какие дивиденды получат реформаторы, но абсолютно ясно, что население округа пострадает. Это приведет к резкому ухудшению качества его жизни. У Тюменской области нет законов, отражающих специфику Югры, регулирующих приоритетную отрасль экономики - природопользование. На территории Югры действуют надбавки за работу и проживание в экстремальных северных условиях, финансируются около сорока программ социально-экономического развития. И самое главное, в Конституции РФ не прописана возможность передачи властных полномочий законодательных органов ни по вертикали, ни по горизонтали, в отличие от исполнительных органов. Кроме того, такое поспешное слияние приведет к разрыву тысяч управленческих связей с федеральными органами государственной власти, с теми же нефтяными компаниями - при перенацеливании их на другой регион. Нефть будет добываться у нас, природа и люди Югры будут испытывать все "прелести" нефтедобычи, а деньги - в другой регион. Зачем из нас колонию делать?
Последствия этой никому не нужной суматохи будут непредсказуемыми для всей России. К тому же у Тюмени и Ханты-Мансийского АО разные бюджетные системы: в Тюмени весь бюджет сосредоточен в центре.
В Ханты-Мансийском АО 50% консолидированного бюджета находится в муниципалитетах. Югорские муниципалитеты исполняют 80% полномочий субъекта РФ. Они делегированы в районы и города окружного значения.
Но ведь нынешняя политика руководства страны направлена на укрупнение регионов. Эта политика уже получила отражение в законодательстве - вы сказали о нем в начале беседы.
В России действует Конституция, утверждены основы конституционного строя, в соответствии с которыми "Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", то есть субъекты этого федеративного правового государства должны быть защищены Основным законом и всей мощью государства. У Федерации по определению не может быть "пасынков" и "любимчиков". Субъект, большой он или маленький, должен рассчитывать на защиту, отеческое отношение этого государства, в состав которого входит.
Каким, на ваш взгляд, может быть дальнейшее развитие событий в случае с Тюменью и Ханты-Мансийском?
Можно, конечно, "сломать" органы госвласти Югры, выполняя концепцию "укрупнения", принудить к безоговорочному подчинению Тюмени, навалившись всей административной мощью государства. Силой забрать 24 полномочия и, ломая через колено, перевести все денежные потоки в консолидированный бюджет Тюменской области, игнорируя основополагающие принципы федеративного государства и межбюджетных отношений, вынуждая нас обратиться к источнику власти - населению автономного округа, т.е. вынести вопрос на референдум. Но конфронтация не конструктивна, кому нужны эти надуманные потрясения? Слишком дорогой будет цена этой реформы.
Мы за сотрудничество. Надо договариваться. Необходимо сохранить в Ханты-Мансийском округе систему органов госвласти и местного самоуправления с важнейшими полномочиями, которые являются сутью и смыслом деятельности органов госвласти и местного самоуправления на территории автономного округа - в области образования, здравоохранения, социальной защиты, оставить бюджеты муниципалитетам. Мы согласны передать часть общих полномочий Тюменской области, учитывая, что там всенародно избранный губернатор и Тюменская областная Дума, но не надо сепаратно решать вопросы укрупнения за нашей спиной. Мы готовы к диалогу, мы готовы к конструктивной работе с органами Тюменской области.
Материал предоставлен пресс-службой Думы ХМАО.