Новости
ЛУКОЙЛ ввел в эксплуатацию первую очередь терминала в Высоцке /Ленинградская область/
Экономика | Россия | В России | За рубежом

Сегодня в рамках программы 8-го Петербургского экономического форума в Высоцке /Ленинградская область/ состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию первой очереди распределительно-перевалочного комплекса /РПК/ “ЛУКОЙЛ-II”, построенного Компанией для экспорта нефти и нефтепродуктов, сообщили Накануне.ру в пресс-службе ОАО “ЛУКОЙЛ”.
 
Мощность первой очереди терминала - 4,7 млн тонн в год. Полная проектная мощность - около 12 млн тонн в год.
 
Строительство терминала началось в июне 2002 года. Таким образом, всего за два года ЛУКОЙЛ построил уникальный объект, который позволит Компании значительно увеличить существующие мощности по экспорту нефти и нефтепродуктов и существенно снизить стоимость их транспортировки. Планируется, что через терминал в Высоцке ЛУКОЙЛ сможет осуществлять поставки нефтепродуктов на свои автозаправочные станции в США.

Строительство терминала на условиях “под ключ” ведет ЗАО “ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой” совместно с ведущей американской инжиниринговой компанией ФЛЮОР КОРПОРЕЙШН /Fluor Corporation/.
 
В сентябре 2003 года американский частный инвестиционный фонд HBK Fund предоставил кредит на строительство терминала в размере 225 млн долларов США сроком на 12 лет. Гарантом по кредиту в размере 130 млн долларов выступило государственное агентство США по страхованию частных инвестиций за рубежом /OPIC - Overseas Private Investment Corporation/. Организатор финансирования - банк “Кредит Сюисс Ферст Бостон” /Credit Suisse First Boston/ - дал гарантию в размере 75 млн долларов ЛУКОЙЛ впервые привлек кредитные средства на столь длинный период, не используя при этом свою экспортную выручку в качестве залога. Со своей стороны, ОPIC впервые в своей практике профинансировал проект, в котором 100% акционерного капитала принадлежит российской компании.
 
Нефть и нефтепродукты поступают на РПК “ЛУКОЙЛ-II” в основном по железной дороге. Кроме этого в летний период предусмотрена доставка мазута танкерами типа “река-море” дедвейтом 6 тысяч тонн. Слив продуктов будет осуществляется на двусторонней эстакаде - по 36 вагонов с каждой стороны. На терминале планируется построить 17 резервуаров емкостью по 20 тысяч м3. В настоящее время к эксплуатации готовы 8 резервуаров, работает одна из  двух сливных эстакад.
 
На сегодня к терминалу могут швартоваться танкеры дедвейтом 20 тысяч тонн. В результате дальнейших дноуглубительных работ к причалам РПК смогут подходить суда дедвейтом до 50 тысяч тонн. После выхода терминала на проектную мощность, он сможет принимать суда дедвейтом 80 тысяч тонн.

На терминале построена 104 метровая башня, на которой размещены системы управления движением судов /СУДС/. Локальная навигационная система РПК является составной частью СУДС всего Финского залива. Первый железнодорожный состав с нефтью прибыл на РПК 17 апреля 2004 года, после чего началось технологическое заполнение резервуаров. 19 мая 2004 года на терминале был загружен первый танкер ледового класса “Калининград” дедвейтом 20 тысяч тонн, входящий в состав флота ЛУКОЙЛа. Всего в проекте терминала предусмотрено два причала, один из которых уже запущен в эксплуатацию и может принимать до 175 судов в год.
 
При строительстве терминала ЛУКОЙЛ предпринял беспрецедентные меры по охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов РФ, изучив проектную документацию, дало положительное заключение и признало проект отвечающим требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Объект находится на значительном расстоянии от населенных пунктов в несколько раз превышающем нормативную санитарно-защитную зону, что обеспечивает надежную защиту населения.
 
Все танкеры, заходящие на терминал, должны иметь двойной корпус /борта и дно/, изолированные системы для балластных вод и для груза, современное навигационное оборудование с электронными навигационными картами. РПК “ЛУКОЙЛ-II” будет принимать только суда, оборудованные системой возврата газов, которая позволяет улавливать испарения нефтепродуктов при загрузке танкеров. На терминале также предусмотрена лазерная швартовка судов, которая гарантирует идеальную точность всех перемещений в акватории терминала. Современное навигационное оборудование позволяет РПК войти в глобальную морскую систему спасения и бедствия /ГМССБ/.
 
Технологический флот, состоящий из 5 судов, включая нефтесборщики, позволяет быстро локализовать и устранить любые аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. 25 скиммеров /механизмы для сбора нефтепродуктов/ и 4,8 км заградительных бонов. Один из скиммеров оборудован дистанционным управлением, что дает возможность использовать его на расстоянии до 40 метров от нефтесборной баржи. В акватории терминала постоянно дежурит буксир.Резервуары для хранения нефтепродуктов построены по принципу “стакан в стакане”. Емкости имеют двойные стены, исключающие утечки.
 
Сливная железнодорожная эстакада имеет бетонные лотки, исключающие случайное попадание нефтепродуктов в почву. Терминал оборудован современными системами для очистки сточных вод. Часть воды после очистки вновь используется для производственных нужд, часть очищается до параметров, разрешенных  для сброса в водоемы высшей рыбохозяйственной категории, и возвращается в Выборгский залив.Противопожарные меры включают в себя системы орошения резервуаров, установки пенотушения и водяную завесу на причальных сооружениях. Таким образом, по техническому оснащению и мерам защиты окружающей среды РПК “ЛУКОЙЛ» входит в число самых экологически защищенных портов мира.
 
ОАО “РПК-Высоцк-ЛУКОЙЛ-II” зарегистрировано в Ленинградской области. Ожидается, что в 2005 году Компания внесет в местный бюджет более 100 млн рублей налоговых платежей.