Михаил Ходорковский, выступая в суде, в ответ на предъявленные ему обвинения сказал следующее:
«Последний год в СМИ и обществе происходит активное обсуждение вопроса: что такое «дело ЮКОСа и Ходорковского» - политически мотивированное избирательное применение законодательства или обычное, хотя и большое, уголовное дело? И что это значит для страны?
По-моему, общество уже давно не питает никаких иллюзий в отношении политической подоплеки дела, поэтому не буду на этом останавливаться. Тем более не хочу прикрываться от уголовных обвинений политическими декларациями.
Буду говорить, прежде всего, по существу обвинений.
Первое. Меня обвиняют в хищении акций «Апатита» и НИИУИФа. Я докажу, что это бездарная попытка списать на меня ошибки в законах о приватизации и в последующей деятельности госорганов.
Второе. Меня обвиняют в умысле не предоставить кредит предприятиям, которые в тот момент находились в частной собственности и, по утверждению следствия, мне же и принадлежали. То есть в умышленном отказе переложить собственные деньги из одного своего кармана в другой.
Третье. Меня обвиняют в растрате денег предприятий, которыми я не руководил, но, по утверждению следствия, акционером которых являлся, т.е. в нанесении ущерба самому себе. Также меня, акционера, по утверждению следствия, обвиняют в проведении неправильной торговой политики ОАО «Апатит», на что у акционера нет полномочий. Замечу, что неправильная торговая политика, о которой говорит обвинение, привела это предприятие к успешности и прибыльности.
Я докажу, что с юридической стороны эти обвинения столь же нелепы, как и с житейской.
Хотелось бы отметить, что «Апатит» и НИИУИФ сейчас – успешные российские предприятия, которые платят зарплаты, осуществляют хорошие социальные программы, повышают объемы производства. Что касается НИИУИФ, то на сегодняшний день – это один из немногих успешно действующих российских отраслевых научных центров.
Четвертое. Меня обвиняют в том, что владелец «Медиа-моста» Владимир Гусинский взял деньги под обеспечение активов своего медиа-холдинга и не отдал, так как его активы куда-то делись. Что это за активы и куда они делись сегодня, благодаря решению Страсбургского суда, известно всему миру. Но если необходимо, я докажу нелепость и этого обвинения.
Пятое. Налоговые обвинения.
Я докажу их беспочвенность не только с точки зрения закона, который в редакции осени 2003 года не позволяет перекладывать на бизнес ответственность за ошибки государственных органов. Я докажу их абсурдность и с этической точки зрения, так как покажу, что ЮКОС платил налогов не меньше, а больше многих других компаний, и легально, в ограниченном объеме, использовал предоставляемые законом льготы. С житейской точки зрения, трудно понять, как предприятие, являющееся вторым налогоплательщиком в России после «Газпрома», которое проверяется до 500 раз в году, отчетность которого утверждается международным аудитом, а принимается напрямую МНС и зачастую в присутствии министра по налогам и сборам, формирующее 5% бюджета, - как через 4 года может оказаться, что оно должно платить налогов намного больше не только среднеотраслевых показателей, но и Газпрома, и почему за это должны отвечать акционеры? Понять это невозможно!
Шестое. Я докажу, что позорное решение Арбитражного суда по делу компании ЮКОС противозаконно и прямо противоречит позиции самого МНС, изложенной в данном гражданском иске, в котором оно требует налоги с несуществующих организаций.
В заключение я хочу сказать, что демонстрация силы, безразличной к закону, хотя и пытающейся изо всех сил соблюсти внешние процедуры, крайне опасна для нашей страны». Об этом сообщили в пресс-центре Михаила Ходорковского.
Напомним, формулы обвинений, предъявленных Михаилу Ходорковскому, Патону Лебедеву и Андрею Крайнову Государственным обвинителем Дмитрием Шохиным на судебном процессе, в пересчете на страницы печатного текста, составляют от 16 до 56 листов.
Тексты формул обвинений размещены сегодня на сайте Генпрокуратуры РФ. В частности, обвинение, предъявленное Ходорковскому, сформулировано на 36 страницах, начинается так: "Ходорковский М.Б., работая председателем Совета директоров ОАО КБ "Менатеп" /Банк "Менатеп"/ в г. Москве в 1994 году создал организованную группу лиц с целью завладения путем обмана акциями российских предприятий в период проведения приватизации и в процессе совершения преступления руководил деятельностью этой группы. В организованную группу вошли работники банка "Менатеп" и других юридических лиц, подконтрольных банку, Ходорковскому и руководителям организованной группы. В организованной группе также состояли Лебедев П.Л. - президент банка "Менатеп", Чернышева Н.В. – начальник отдела приватизации этого банка. Кроме того, в организованную группу вошел Крайнов А.В., работавший в АОЗТ "МФО "Менатеп" и в ТОО совместное российско-швейцарское предприятие "Рашин Траст энд Трэйд" /СП "РТТ"/. Последние общества были подконтрольны Ходорковскому в связи с тем, что банк "Менатеп", где он был председателем совета директоров, являлся их соучредителем. Для совершения преступлений под руководством Ходорковского и Лебедева, организованной группой были учреждены различные юридические лица с целью использования в качестве орудия совершения мошенничества и сокрытия совершенного преступления".
Формула обвинения, предъявленного Лебедеву, сформулировано на 56 страницах. Из обвинения следует, что "Согласно распределению ролей в организованной группе были должны: - Ходорковский - организовывать и руководить всей деятельностью ее членов, направленной на обманное завладение акциями приватизируемых предприятий; - Лебедев, используя свое служебное положение президента банка "Менатеп", - непосредственно руководить действиями членов организованной группы и других лиц, являющихся работниками этой коммерческой организации, и подконтрольных ему структур в процессе совершения преступления и выдавать банковские гарантии подставным коммерческим организациям, от имени которых обманным путем приобретались акции о выполнении финансовых обязательств, которые брались при оформлении сделок купли-продажи, заведомо при этом зная. что эти обязательства выполняться не будут; - Крайнов А.В. как начальник отдела АОЗТ МФО "Менатеп", используя свое служебное положение лица, руководившего процессом создания подставных юридических лиц и обеспечения их функционирования путем назначения на должность генеральных директоров и главных бухгалтеров, подчиненных ему по работе в МФО "Менатеп" лиц, - обеспечить представление подставных коммерческих организаций для мнимого участия в инвестиционном конкурсе по продаже акций предприятий, выступить генеральным директором подставной компании АОЗТ "Волна", от имени которой мошенническим путем приобретались акции ОАО "Апатит", и в дальнейшем для обеспечения сокрытия совершенного хищения и уклонения от обязательств по оплате обеспечить передачу похищенных акций в собственность других подставных компаний;- Чернышева Н.В., используя свое служебное положение начальника отдела приватизации банка "Менатеп", - обеспечить подготовку заведомо подложных документов, которые должны были быть представлены в комиссию по проведению конкурса по продаже акций ОАО "Апатит", и организовывать действия лиц, направленных руководителями организованной группы для мнимого участия в инвестиционном конкурсе, и сама от имени подставной компании АОЗТ "Волна" подписать договор купли-продажи акций ОАО "Апатит".
Для совершения преступлений под руководством Лебедева и Ходорковского Крайновым и другими подчиненными им работниками банка "Менатеп" и МФО "Менатеп" были учреждены различные юридические лица с целью их использования в качестве орудия совершения мошенничества и сокрытия совершенного преступления".
Напомним, вчера в Мещанском суде Москвы Гособвинитель Дмитрий Шохин предъявил обвинения Ходорковскому, Лебедеву и Крайнову. Высказать свое мнение подсудимые намерены на сегодняшнем заседании.