Глава "Газпрома" дал интервью немецкой газете Хандельсблатт о газовой индустрии, о политике в России и о его стратегии производства
"Хандельсблатт": "Газпром" является для России самым важным концерном, чем-то вроде государства в государстве. Куда Вы собираетесь направить Ваше предприятие?
А. Миллер: До сих пор "Газпром" является самым большим в мире предприятием по добыче природного газа. И нашей целью является стать одним из ведущих, вертикально интегрированных энергетических концернов мира. Для этого мы увеличим число наших стран-импортеров, диверсифицируем наши транспортные пути и сделаем акцент на использование новых продуктов: например, на увеличение выпуска сжиженного природного газа (LNG).
"Хандельсблатт": "Газпром", по Вашему высказыванию, хотел бы войти в число пяти самых больших нефтяных концернов. Это, действительно, так?
А. Миллер: До сих пор мы концентрировались на природном газе, нефть вела у нас существование Золушки. Это изменится. Мы еще в этом году примем четкие решения, которые приведут к заметному повышению нашей добычи нефти в течение 4 - 5 лет. Мы выйдем на рынок горючего и для этого увеличим наш выпуск с нынешних 10 млн. т до 40 млн тонн. С этой целью мы создаем дочернее предприятие. Кроме всего этого, мы основали с российскими нефтяными фирмами "Сургутнефтегаз" и "Роснефть" консорциум для разработки новых больших нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири.
"Хандельсблатт": Где будут в будущем Ваши рынки сбыта?
А. Миллер: До сих пор мы осуществляли поставки только в Европу и Турцию, теперь мы хотим прибавить к этому еще Юго-Восточную Азию и США. Запланированное производство LNG также предназначено для этого. До сих пор США и Япония были недостижимы для нас.
"Хандельсблатт": Что значит все это для структуры концерна?
А. Миллер: Мы оптимизируем "Газпром" и превратим его в интернациональный энергетический концерн мирового уровня. Для этого будут также созданы новые дочерние фирмы, которые будут заниматься добычей и реализацией нефти и газа или производством и поставками сжиженного газа.
"Хандельсблатт": Для этого вам нужны международные партнеры. События вокруг сражающегося нефтяного концерна "Юкос" вызывают озабоченность у западных инвесторов. У Вас тоже из-за инвестиционного климата в России?
А. Миллер: Нет. Я вижу достаточно хорошо динамику российского рынка. Для нас, как для акционерного общества, биржа, конечно, очень важна. Однако в долгосрочной перспективе я не вижу каких-либо заметных отрицательных последствий …
"Хандельсблатт": … хотя Ваш немецкий партнер Еон буквально на днях сказал, что он не имеет интереса к дальнейшему вложению капитала в России.
А. Миллер: Тем не менее, мы ведем с Еоном и "Рургазом" переговоры по перспективным проектам, связанным прежде всего с поставками природного газа.
"Хандельсблатт": Для новых проектов Вам нужна поддержка правительства. Вы много лет тесно работали с президентом Путиным. Является ли он сторонником рыночной экономики или он - авторитарно мыслящий человек?
А. Миллер: Президент в своей речи на прошлой неделе о положении нации ответил на все эти вопросы. Путин - человек слова и дела. Так как "Газпром" является самым большим газодобывающим предприятием России, я, конечно, часто общаюсь с ним.
"Хандельсблатт": Однако Вы не являетесь его политическим советником?
А. Миллер: Для этого моя должность председателя правления «Газпрома» требует от меня очень много. Я работаю в основном с восьми утра до двух-трех часов ночи.
"Хандельсблатт": Путин в своей речи в прошлую среду потребовал принятия быстрых решений по новым нефте- и газопроводам. Вы поддерживаете это?
А. Миллер: Запланированное нами строительство газопровода через Балтийское море в Германию и затем далее в Англию является для нас приоритетным. До сих пор 80% нашего газа в Европу транспортируется через Украину. Сейчас мы ищем новые пути. Относительно трубопровода через Балтийское море речь идет теперь только лишь о вопросе, когда он будет построен. Мы инвестируем в этом году 50 млн. долларов в техническую разработку, основали строительное управление в Санкт-Петербурге, а также провели переговоры со всеми возможными партнерами. Теперь речь идет о начале строительства. Решение мы примем до конца года.
"Хандельсблатт": Вы сказали о партнерах. Могут ли и должны ли европейские, немецкие фирмы участвовать в строительстве газопровода через Балтийское море?
А. Миллер: Реализация этого проекта станет качественно новым этапом нашего сотрудничества с нашими европейскими партнерами. Они могут быть акционерами консорциума газопровода. При этом мы можем обсуждать 2 варианта: один консорциум или несколько консорциумов для, соответственно, отдельных участков, которые будут затем частью холдинга. Интерес к этому проекту огромный, при этом немецкие партнеры самые активные. Но заинтересованы также и все традиционные европейские партнеры "Газпрома". Наши немецкие друзья занимаются уже теперь интенсивно вопросами маркетинга. А затем речь идет также еще о поставке оборудования и машин для проекта.
"Хандельсблатт": Почему же еще не подписаны какие-либо договоры между "Газпромом" и европейскими фирмами?
А. Миллер: Нам требуется сначала, так же как это было уже с Англией, немецко-российское правительственное соглашение об этом. Это было бы важно для дальнейших переговоров.
"Хандельсблатт": Для финансирования проекта требуется ли какое-либо увеличение капитала "Газпрома"?
А. Миллер: Это будет проектное финансирование. Увеличение основного капитала не требуется. Банки стоят в очередь, чтобы давать нам кредиты. Они заинтересованы в нас, а не наоборот. Кроме того, у нас есть долгосрочные договоры о поставках, обеспечивающие финансовую надежность.
"Хандельсблатт": В будущем также и иностранцы смогут покупать акции «Газпрома»ю Однако перед этим государство должно ясно поднять свою долю в "Газпроме" с нынешних 38.4% до 51%. Может ли это быть выполнено без увеличения основного капитала?
А. Миллер: Да, российское государство в будущем получит акции, которые до сих порт были у дочерних предприятий Газпрома. Однако за эти акции государство должно, конечно, заплатить.
"Хандельсблатт": Когда все наконец иностранцы могут получить возможность приобретать акции?
А. Миллер: Теперь ждать этого долго не придется. Либерализация рынка акций "Газпром" необходима. Нам требуется рынок акций без какого-либо разделения и требуется единая оценка стоимости "Газпром". В результате либерализации стоимость "Газпрома" заметно возрастет.
"Хандельсблатт": Уже несколько лет обсуждается реформа "Газпрома", даже разделение концерна. Что Вы думаете об этом?
А. Миллер: "Газпром" останется и далее вертикально интегрированным обществом с разведкой, добычей, транспортом, хранением и сбытом природного газа. И мы будем и далее усиливать это конкурентное преимущество.
"Хандельсблатт": Выделение газопроводной сети из концерна "Газпром", таким образом, не ожидается?
А. Миллер: Нет, этого не будет.
"Хандельсблатт": Вы часто говорите о желаемых новых альянсах, которые хотел бы создать "Газпром". С кем?
А. Миллер: Многие стратегические партнеры находятся в Германии в "Рургазе" и в "Винтерсхалле". "Рургаз" является даже одним из наших акционеров. Так все будет и дальше.
"Хандельсблатт": Недавно сорвалось запланированное Вами участие в Объединенной газовой системе (VNG). Вас это расстроило?
А. Миллер: Да, мы хотели бы иметь другой результат. VNG представляет особенный интерес для нас, так как ее сеть имеет хорошие позиции в Европе. Поэтому мы будем сотрудничать и далее.
"Хандельсблатт": Вы не хотите сами построить свой собственный сбыт газа в Европе?
А. Миллер: Это вопрос не столько желания, сколько, прежде всего, экономический вопрос. Один из партнеров вносит при этом существенный вклад в виде доступа к рынку. Поэтому сотрудничество имеет смысл, и наши немецкие партнеры обладают большим опытом в этой сфере. Вместе с "Винтерсхаллом" у нас накопился хороший опыт по поставкам газа в Западной Европе. И теперь у нас есть большие конкретные планы, прежде всего в Центральной и Восточной Европе. Однако я не буду называть конкретные страны.
"Хандельсблатт": У Вас большие планы. В российских средствах массовой информации ходят слухи, что скоро Вы покинете Ваше директорское место. Так ли это?
А. Миллер: Я не комментирую слухи. У меня имеется контракт на пять лет – до мая 2006 года. Затем будет поставлен вопрос о новом контракте.
"Хандельсблатт": Можете ли Вы гарантировать, что Германия и Европа всегда будут получать из России столько газа, сколько им требуется?
А. Миллер: Да, несомненно. В течение 30 лет наши поставки в Германию выросли с нуля до 134 млрд. кубометров в прошлом году. Если в следующие 30 лет потребуется по 260 млрд., то это не составит для нас проблемы. Мы имеем самую большую в мире ресурсную базу, а значительные части России даже еще не разведаны.
"Хандельсблатт": Вы у себя дома готовите еду на газе?
А. Миллер: Нет, у нас электроплита. Но значительная часть электроэнергии в России производится из газа.
Разговор вели Бернд Циземер и Матиас Брюггман.
Kратко о собеседнике:
Алексей Миллер
Человек. Миллер является давним соратником Владимира Путина еще со времени совместной работы в мэрии в Санкт-Петербурге. Более трех лет защитивший диссертацию по экономике занимает должность председателя правления "Газпром", пройдя перед этим должности директора газопровода, руководителя порта и вице-министра энергетики. В редкие свободные минуты увлеченно занимается спортом. Ему нравится прежде всего темп, когда он в пути на снегоходе, на коньках или роликовых коньках.
Предприятие. "Газпром" с его 320000 занятых добывает около 20% мировой добычи природного газа. Он дает 8% российского валового национального продукта и 20% налоговых поступлений российского бюджета. Государству принадлежит на сегодня 38,4% концерна. "Газпром" из-за множества евробондов является самым крупным российским иностранным дебитором.
Проблема. Традиционные сибирские газовые месторождения заканчиваются, а мощные газовые месторождения у Ледовитого океана слишком дороги для освоения. Кроме того, в России обсуждается, имеет ли право концерн, будучи монополистом, продолжать владеть почти 150000 километров трубопроводов. В то время как экспортная монополия для "Газпрома" санкционирована и на будущее, увеличивается количество голосов, выступающих за то, чтобы сделать газопроводы доступными для всех поставщиков.