Президент Якутии Вячеслав Штыров, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и мэр Москвы Юрий Лужков направили в адрес президента России Владимира Путина совместное обращение.
Как сообщили в секретариате президента Якутии, главы пяти регионов напомнили президенту о том, что он "поддержал предложение глав субъектов федерации передать как можно больше полномочий с федерального на региональный уровень и обеспечить эти полномочия финансовыми источниками", пишет ИА Дейта.ру.
В обращении написано: «31 мая 2004 года Правительство
Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального Закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанный
законопроект вносит изменения в 155 законов Российской Федерации, в том числе во
все действующие федеральные законы в области охраны окружающей среды и
природопользования. Результатом внесения предлагаемых изменений станут
исключение практически всех полномочий субъектов Российской Федерации в
экологической сфере и передача соответствующих полномочий на федеральный
уровень.
При этом законопроект основывается на ошибочном утверждении о том,
что пунктом 2 статья 26.3 федерального Закона от 4 июля 2003 года №95-ФЗ
установлен исчерпывающий (закрытый) перечень из 41-го полномочия (вопросов, сфер
регулирования) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации.
Закрепление указанного перечня из 41-го полномочия было направлено на
урегулирование межбюджетных отношений и четкое определение перечня полномочий,
которые должны финансироваться из бюджета субъекта Российской
Федерации.
Однако полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации установлены и в ряде других федеральных законов. В этих
случаях финансирование осуществления полномочий должно проводитъся за счет
субвенций из федерального бюджета, если реализация полномочий требует создания в
системе органов власти субъекта Российской Федерации новых структур, увеличения
численности госслужащих и т.п.
Во многих субъектах Российской Федерации
система региональных органов исполнительной власти в области природопользования
и охраны окружающей среды уже сложилась, и их деятельность финансируется из
регионального бюджета. В этих субъектах Российской Федерации нет необходимости в
субвенциях из федерального бюджета на осуществление полномочий региональных
органов государственной власти в области природопользовании и охраны окружающей
среды, а, наоборот, имеется готовность финансировать и далее расходы на решение
экологических проблем регионов.
Предлагаемые изменения в законодательстве о
природопользовании и охране окружающей среды направлены не на обеспечение
сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,
а на перераспределение властных полномочий по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федераций, закрепленных действующими
федеральными законами за субъектами Российской Федерации.
Таким образом,
вместо предложенной Рабочей группой Президиума Государственного Совета передачи
части полномочий по предметам совместного ведения от территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти
субъектов Российской Федерации законопроект предлагает прямо противоположное.
Полагаем, что в части внесения изменений в федеральные законы о
природопользовании и охране окружающей среды законопроект противоречит целям
реформы федеративных отношений, обозначенным в Вашем выступления на заседании
Государственного Совета Российской Федерации.
У нас нет сомнений, что
федеральные экологические законы должны пересматриваться и обновляться, исходя
из стоящих перед обществом и государством задач развития. Однако предложенный
Правительством Российской Федерации законопроект в части перераспределения
полномочий субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны
окружающей среды нуждается в дополнительной проработке и изменениях с учетом
итогов обсуждения на заседании Государственного Совета 1 июня 2004 года доклада
Рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации о
совершенствовании механизма взаимодействия федеральных и региональных органов
государственной власти в Российской Федерации.
В этой связи считаем
необходимым вопрос о внесении изменений в федеральные законы о природных
ресурсах и охране окружающей среды рассмотреть в самостоятельном федеральном
законе в период осенней сессии Федерального Собрания Российской Федерации с
целью более тщательной проработки предлагаемых изменений.
Обращаемся к Baм,
уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой поддержать данное предложение и дать
поручение Правительству Российской Федерации исключить из проекта федерального
Закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный
Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
статьи 13, 49, 54, 63, 66, 88, 108, 127, 143 для последующего рассмотрения
соответствующих положений в проекте самостоятельного федерального
закона».