За месяц проката “Ночной дозор” установил главный рекорд. Это первый крупнобюджетный российский фильм, которому — как утверждают его создатели — удалось уже на стадии показа в кинотеатрах вернуть затраты на производство и рекламу (сумма, составляющая, по утверждению “Первого канала”, порядка $6,4 млн). Большой интерес к фильму проявляют и западные дистрибьюторы. “Первый канал” подтверждает факт переговоров с зарубежными студиями, но не комментирует их. Однако, как стало известно “Ведомостям” из источника, близкого к руководству канала, “Дозором” заинтересовалась компания Miramax. Обсуждается возможность американского римейка картины.
Как сообщили “Ведомостям” на “Первом канале”, по состоянию на минувшее воскресенье “Ночной дозор” собрал $15,3 млн. Что, рассуждая логически, не есть еще гарантия возврата денег: в случае той прокатной схемы, в которой существует фильм Бекмамбетова, сборы делятся примерно в равных долях на три части: треть получает студия-производитель, треть — прокатчик и треть — кинотеатры. В этом смысле в более выгодном положении оказываются фильмы, произведенные компанией СТВ, которая сама занимается прокатом (с недавнего времени — через свою дочернюю компанию “Наше кино”). Именно поэтому недорогой фильм — “Бумер”, собрав в прокате $1,7 млн, действительно с лихвой вернул деньги, затраченные на производство. Предположить же, что окупаемым в российской кинотеатральной сети может стать многомиллионный отечественный блокбастер, до самого последнего времени никто не мог. Однако, как заявил “Ведомостям” директор общественных связей “Первого канала” Игорь Буренков, “Дозор” уже вернул затраты.
Объявленный “Первым каналом” производственный бюджет фильма — $4,2 млн. Как утверждают на канале, в эту сумму укладываются обе части “Ночного дозора”: и та, что идет сейчас в кинотеатрах, и та, что выйдет на экраны примерно через полгода. Напомним, что по примеру Квентина Тарантино и студии Miramax “Первый канал” и режиссер Тимур Бекмамбетов решили разбить фильм на две части, причем, если первая часть, это, как и в случае с Kill Bill (при всей натянутости такого сравнения), преимущественно экшн, вторая — лирика.
Не только по американским, но и по европейским меркам $4,2 млн на две части фильма с большим количеством спецэффектов и актеров-звезд — бюджет пустячный. По российским — значительный, но не потрясающий воображение. Для сравнения: “Водитель для Веры” стоил более $3 млн, а бюджет первого “Антикиллера” составил, по утверждению продюсеров, $3,5 млн.
Как бы то ни было, куда более впечатляющей, чем производственные затраты, выглядит рекламная кампания фильма. В разговоре с “Ведомостями” Игорь Буренков, однако, подчеркнул, что рекламная кампания “Дозора” простраивалась в высшей степени экономичным образом. Весь “креатив” и ведение кампании не заказывались какому-либо агентству, а разрабатывались внутри канала. Кроме того, по словам Буренкова, стоимость рекламы на телевидении очень сильно зависит от объемов, а поскольку реклама “Дозора” была массированной, на нее давались большие скидки. И, конечно же, далеко не все ролики “Дозора” крутились в эфире “Первого” на коммерческой основе — часть шла как анонсы продукции канала. Поэтому, утверждает Буренков, хотя общая сумма рекламных затрат еще не подсчитана, порядок уже известен — около половины производственного бюджета картины. И дело, говорит он, не в том, что “Первый” вложил большие деньги в рекламу, — дело в том, что на канале поверили в рентабельность таких затрат. То есть в то, что новый российский фильм в принципе способен заинтересовать значительную часть аудитории. (Заметим, кстати, что реклама может заманить зрителя в кинотеатры в первый и второй уик-энды, а дальше вступает в силу “сарафанное радио”.)
“Дозор” стартовал ровно месяц назад 325 копиями (примерно столько же было у “Ван Хелсинга” и “Человека-паука”). Предполагается, что он продержится на широком экране еще месяц, но в количестве 125 копий. Картина уже вышла легально на видео и DVD. Причем, как утверждают на “Первом”, фактически нет пиратской продукции. Не в последнюю очередь благодаря ценовой политике: DVD “Ночного дозора” стоит порядка 300 руб. На “Первом канале” надеются, что это позволит продать несколько сотен тысяч дисков и видеокассет. (Выпущенные “Первым” в том же ценовом диапазоне DVD и VHS фильма “72 метра” были проданы в количестве 300 000 и 60 000 соответственно).
В момент выхода фильма “Ведомости” обратились к ведущим российским продюсерам с вопросом: как в случае успеха проката “Ночного дозора” это скажется на судьбе остальных отечественных картин? Фактически все (в опросе участвовали Леонид Верещагин, Александр Роднянский, Игорь Толстунов, Алексей Учитель) ответили, что прокатный успех “Дозора” (а тогда речь шла о гипотетических $6-8 млн) можно будет расценивать как прорыв. То же самое в разговоре с “Ведомостями” генеральный директор СТС Александр Роднянский повторил и месяц спустя. “Этот фильм пробил брешь, — сказал он. — И само по себе то, что аудитория, которая долгое время смотрела фильмы-фэнтези с большим объемом спецэффектов на английском языке, вдруг увидела то же самое по-русски, со знакомыми лицами, может сыграть невероятно важную роль. К тому же, часть аудитории "Первого канала", которая в кино уже лет пятнадцать не ходит, за счет совершенно беспрецедентной пиаровской кампании по поддержке "Ночного дозора" на этот фильм пришла. Я часто захожу в кинозалы, пришел на "Дозор" и обнаружил, что там сидит много пожилых людей. Возможно, теперь они пойдут и на другие российские фильмы”.
Фильм “Водитель для Веры”, сопродюсером которого является Роднянский, стал
следующей российской картиной, которая вышла на широкий экран после “Ночного
дозора”. Прокатом “Водителя” занимается компания “Наше кино” Сергея Сельянова.
На вопрос “Ведомостей”, действительно ли успех “Дозора” привел к изменению (и
увеличению) аудитории в кинотеатрах, Сельянов ответил, что “Водитель” идет
хорошо, но о структурных сдвигах в аудитории можно будет говорить только после
проведения серьезных социологических исследований.