Проект строительства восточного нефтепровода обсуждается
уже несколько лет. Сначала планировалось построить трубу из Ангарска в Дацин
мощностью 30 млн т и стоимостью 2 млрд долл. Позднее рассматривался маршрут из
Ангарска в тихоокеанский порт Находка мощностью 50 млн т и стоимостью 5 млрд
долл. Потом правительство решило строить трубу в Находку с ответвлением на
Дацин, но проект не прошел экологическую экспертизу.
В этом году
"Транснефть" учла требования экологов и выбрала новый маршрут трубопровода из
Тайшета (Иркутская область) в тихоокеанскую бухту Перевозная мощностью 80 млн т
и протяженностью 4188 км. В марте президент "Транснефти" Семен Вайншток оценивал
проект в 10,75 млрд долл. Но недавно компания сообщила профильным министерствам,
что стоимость проекта составит не менее 15,373 млрд долл.
Вице-президент
"Транснефти" Сергей Григорьев пояснил "Ведомостям", что проект направлен на
госэкспертизу, которая предшествует его рассмотрению правительством. Удорожание
проекта Григорьев поясняет ростом цен на металлопродукцию и оборудование,
снижением курса доллара и сложностями, связанными с проведением работ на Севере.
По его словам, строить нефтепровод компания планирует в основном за счет заемных
средств, но и за счет собственного финансирования.
Чиновники сочли проект
слишком дорогим и намерены предложить "Транснефти" искать пути удешевления
проекта. А в Федеральной службе по тарифам считают, что при такой стоимости
проекта и тариф на прокачку по нему "будет недешевым". Григорьев признает, что
тариф на новом маршруте будет выше среднего (50 центов за баррель нефти на 1000
км), но "будет конкурентоспособным". Аналитики же прогнозируют, что тариф на
этом направлении будет в два раза выше среднего.
Ведомости