Газпром вновь отлучил Нортгаз от трубы. Монополия обвиняет компанию в том, что она использует газотранспортную систему как хранилище. Эксперты предполагают, что монополист будет использовать различные методы давления на Нортгаз, чтобы вернуть контроль над активами этой компании.
На долю Газпрома приходится около 90% общего объема добычи газа в России. В 2003 г. монополист добыл 540,2 млрд куб. м. газа, на независимых производителей пришлось 56,6 млрд кубов. В нынешнем году Газпром уже неоднократно пытался ограничить прием газа независимых производителей, в том числе и Нортгаза, которому еще в июне было предписано сократить прокачку газа на 50%.
Как рассказали "Ведомостям" в Нортгазе, 3 августа Газпром уведомил компанию о полном прекращении приема сырья в трубу. В пресс-службе Газпрома заявляют, что с 5 августа прокачка топлива, добытого Нортгазом, сокращена на 50%. Как говорят в Нортгазе, основной причиной санкций «старший брат» назвал накопление газа компаний "Транс-нафта" и "Газэнергоресурс" (трейдеры Нортгаза) в трубе.
В имеющемся в распоряжении "Ведомостей" письме первого вице-президента Нортгаза Сергея Тупицина зампреду правления Газпрома Александру Рязанову отмечается, что Нортгаз не несет ответственности за действия трейдеров", поскольку компания передала оплаченные объемы газа трейдерам и больше не является его собственником. В письме отмечается, что Нортгаз уже несет убытки в виде недополученной прибыли, а из-за систематических остановок производства добыча газа Нортгазом в первой половине этого года составила только 76% планового объема. В письме также отмечено, что газа Газэнергоресурса в трубе нет, но скопилось 800 млн куб. м. топлива, принадлежащего Транс-нафте.
Представитель Транс-нафты признал, что значительный объем газа "завис" в трубе, и объясняет это летним снижением потребления газа, в результате чего у компании возникают проблемы с его сбытом. Впрочем, он считает некорректным со стороны Газпрома отлучать Нортгаз от трубы из-за проблем трейдеров. "Отношения Газпрома и Нортгаза регулируются двухсторонними договорами, и неправильно привлекать сюда третью сторону, которая строит свои отношения с Газпромом на основе собственных договоренностей", - говорит он.
В Нортгазе раздувать конфликт не намерены. "Мы не хотим конфликтовать ни с Транс-нафтой, ни с Газпромом. Мы лишь хотим урегулировать данную ситуацию, при которой газ, который добывает наша компания, своевременно не доходит до потребителя", - сетует представитель Нортгаза. Однако Газпром на компромисс идти не намерен. "Такая ситуация - угроза срыва договоров поставок газа потребителям как других независимых производителей газа, так и Газпрома, у которого в отличие от независимых поставщиков есть социальные обязательства по поставкам газа внутри России, - заявил "Ведомостям" представитель пресс-службы монополии. - Независимым производителям для предотвращения подобных ситуаций необходимо выстраивать отношения с покупателями газа таким образом, чтобы объемы закупок точно соответствовали объемам закачки в трубу".
Аналитики отмечают, что обострения отношений между Нортгазом и Газпромом следовало ожидать. После того как Итера продала 49% акций Ачимнефтегаза Нортгазу, а не концерну, стало понятно, что монополия будет использовать различные рычаги давления на компанию, отмечает Лев Сныков из "НИКойла". Он напомнил, что Газпром претендует на основной актив Нортгаза - Северо-Уренгойское газоконденсатное месторождение.
В Федеоальной антимонопольной службе не стали комментировать конфликт между Газпромом и Нортгазом. Президент Союза независимых производителей газа Виктор Баранов соглашается, что Газпром рассчитывает вернуть контроль над активами Нортгаза. Однако ограничение доступа к трубе независимого производителя, по его мнению, с этим не связано. Основная проблема, по мнению Баранова, заключается в отсутствии у монополиста норм, регулирующих объемы единовременного нахождения в трубе газа от каждого производителя. Об этом сообщает "Ямал-Инфорс со ссылкой на «Ведомости».