Новости
$100 за баррель нефти - вполне вероятная перспектива
Экономика | Россия | В России | За рубежом

На очередной конференции Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая пройдет в Вене 15 сентября, участники картеля могут поставить вопрос о повышении верхней границы коридора цен на нефть. Об этом заявил президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо в интервью агентству Bloomberg. В настоящее время ценовой коридор ОПЕК составляет 22-28 долл. за баррель. Между тем эти цифры уже давно не соответствуют реальным котировкам на основных мировых торговых площадках. Так, например, вчера на электронных торгах в Нью-Йорке баррель нефти WTI стоил 45,9 долл, пишет РБК.

Тем временем эксперты не исключают, что в ближайшее время будет преодолен важный с психологической точки зрения рубеж в 50 долларов, и в недалеком будущем цена на «черное золото» может достигнуть 100 долл. за баррель. По словам опрошенных RBC daily экспертов, дать точный прогноз изменения нефтяных цен невозможно по нескольким причинам, поскольку ценообразование на рынке нефти все чаще имеет нерыночный характер и во многом зависит от военно-политических факторов. Именно это ведет к крайней волатильности цен на «черное золото».

Грядущий возможный пересмотр странами ОПЕК коридора цен на нефть носит во многом формальный и запоздалый характер. Цены на «черное золото» еще восемь месяцев назад превысили отметку в 28 долл. Если на протяжении семи торговых дней баррель нефти стоит больше, чем определено коридором, то члены картеля должны принять решение об увеличении добычи. Однако такого решения принято не было. Более того, и предстоящее решение об изменении ценового коридора будет оторвано от реальности. Саудовская Аравия настаивает на том, чтобы цены на нефть колебались в районе 25-30 долл. за баррель. Иран и Венесуэла вступают за то, чтобы верхняя граница коридора превысила тридцатидолларовую отметку.

Между тем в среду днем на Лондонской международной нефтяной бирже IPE баррель Brent стоил 43,22 долл., что, правда, несколько ниже показателей понедельника, когда была зафиксирована максимальная за последние годы цена на нефть. По мнению опрошенных RBC daily экспертов, уже в краткосрочной перспективе цена на нефть может превысить «психологически важную отметку в 50 долларов». «Я не исключаю, что цена достигнет 50 и даже 100 долл. за баррель», – сказал RBC daily руководитель нефтегазового аналитического портала RusEnergy Михаил Крутихин. Любопытно, что еще год назад нефтяные аналитики спорили о том, будет ли нефть после американского вторжения в Ирак стоить 15-18 долл. или удержится в районе 20-25 долл. за баррель. Кстати, исходя из этого последнего прогноза и сформировано большинство бюджетов нефтедобывающих стран.

«Пора наконец признать, что все прежние прогнозы экспертов по поводу уровня нефтяных цен, на которые ориентируются правительства и частные компании, – не что иное, как ошибка. Не исключено, что ошибочными являются и те прогнозы, которые мы слышим сегодня», – сказал RBC daily эксперт одной из московских консалтинговых компаний. Предсказать нефтяные цены крайне сложно, поскольку они сейчас попросту не определяются по ранее известным схемам.

«Любое ценообразование происходит в рамках некоторой модели. В середине XX века модель ценообразования, которая прежде ориентировалась на соотношение спроса и предложения, стала ориентироваться на фьючерсные контракты. Объемы фьючерсных контрактов на порядки превышали объемы реального товара. Соответственно, цена собственно на нефть и на фьючерсы была мало связана с балансом спроса и предложения. Сейчас рушится и эта система. Вызванная этими процессами паника экономических субъектов и приводит к «необоснованному» росту нефтяных цен», – сказал RBC daily президент консалтинговой компании «Неокон», эксперт-американист Михаил Хазин.

Определить будущие цены весьма проблематично и из-за отсутствия у экономических субъектов реальной информации для долгосрочного планирования. «Как можно определить цены, когда у основных игроков нет адекватных данных о мировых запасах нефти? Вся серьезная информация по нефти удалена из информационного пространства. Нет четких реальных цифр ни по запасам, ни по производству нефти. Так, например, даже правительство России не владеет реальной информацией по объемам запасов нефти и оперирует лишь оценочными данными экспертов. Причем дело не только в том, что не производятся в необходимом объеме геологоразведочные работы. Цифрами владеют частные компании, но их реальное значение – коммерческая тайна. Схожая ситуация и в других добывающих странах. Нет данных по запасам Венесуэлы. Информация о нефтяных запасах Китая, который превращается в одного из основных потребителей углеводородов, – полностью секретная. Данные по этой стране основываются на приблизительных оценках специалистов компании British Petroleum», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

По мнению опрошенных RBC daily экспертов, единственное, что можно «сказать наверняка», так это то, что нефть будет дорожать. «Мировое потребление нефти будет стремительно расти, и сырья на всех не хватит», – говорят они. «Концепция «золотого миллиарда» умерла. Китай, Индия и мусульманские страны Юго-Восточной Азии собираются обеспечить своему населению уровень потребления, сопоставимый с западными стандартами. Соответственно, потребление нефти этими странами будет стремительно расти», – считает г-н Собянин. Кто и как обеспечит данные запросы – непонятно. Сейчас страны ОПЕК, на которые приходится порядка трети от мировой добычи, готовы увеличить объемы добычи лишь на 2 млн баррелей в день. «Потребителей нефти много – самой же нефти мало, причем заменить ее пока нечем. В такой ситуации события могут развиваться только лишь по жесткому военному сценарию. Цели войны за ресурсы – устранить «лишних» потребителей и поставить под контроль районы нефтедобычи и маршруты транспортировки нефти», – считает Александр Собянин. Впрочем, достаточно посмотреть на карту международных конфликтов. Война за эти регионы уже идет.