Запретить движение по российским дорогам автомобилей без подушек безопасности и ABS — такой план обсуждается руководством Министерства транспорта. Автопроизводители готовы выполнить новые требования, но обещают повысить цену автомобиля на $200-400. А вот переоборудовать старые авто пока не берется никто.
Вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько рассказал журналистам, что его ведомство намерено сделать обязательным для всех эксплуатируемых в стране легковых автомобилей наличие антиюзовых тормозных систем (ABS) и подушек безопасности. “Это будут поправки в технический регламент, по которым новые автотранспортные средства должны быть оборудованы средствами пассивной безопасности на выходе с завода, а автомобили, которые уже используются, должны будут установить необходимое оборудование при подготовке к техосмотру”, — пояснил “Ведомостям” начальник управления по надзору за автотранспортом Ространснадзора Анатолий Воронин. По его словам, инициатива пока обсуждается внутри Минтранса, поэтому он затруднился назвать, например, количество необходимых подушек безопасности.
“Все это нужно для того, чтобы снизить число смертей при дорожно-транспортных происшествиях”, — объясняет Воронин. По его оценке, запретив использование машин без ABS и подушек безопасности, можно уменьшить число погибших в ДТП на 20%. “Это же 7000 жизней!” — говорит чиновник. По данным ГАИ, в прошлом году в дорожных авариях погибло 35 602 человека.
Пока в России не много автомобилей, отвечающих пожеланиям Минтранса. По данным ведомства, системой ABS оборудовано только 0,3% автопарка страны. И даже среди импортируемых автомобилей ABS стоит лишь на 25%.
“Ни подушки безопасности, ни системы ABS в России не производятся. Все это придется импортировать”, — напоминает руководитель комитета по техрегулированию Ассоциации автопроизводителей России Игорь Коровкин. Тем не менее российские автопроизводители готовы оборудовать свою продукцию средствами безопасности. “Мы активно готовимся к тому, чтобы все новые модели соответствовали этим требованиям”, — говорит представитель “Северсталь-авто”.
“АвтоВАЗ” может ставить подушки безопасности и ABS на все модели, но это увеличит цену автомобиля, сообщил заместитель главного конструктора “АвтоВАЗа” Анатолий Москалюк. По его словам, оборудование “десятки” подушками безопасности (это дополнительная опция) обойдется покупателю в $200-250.
Куда больше проблем возникнет у владельцев старых авто. Руководитель научно-консультационного центра НИИ автотранспорта Леонид Рошаль говорит, что теоретически можно установить дополнительные средства безопасности на любую машину. “Это обойдется ее владельцу в $200-500”, — предполагает он.
Но опрошенные “Ведомостями” сотрудники автосервисов наотрез отказывались даже обсуждать установку подушек безопасности и ABS на автомобили, у которых эти средства не входят в заводскую комплектацию. Автомеханик компании Altek рассказал, что для установки подушек безопасности и ABS, к примеру, на Daewoo Nexia придется “переделывать всю подвеску, менять тормозные трубки, электрооборудование, рулевую колонку, поворотные кулаки и бог знает что еще”. “Легче купить другую машину”, — посоветовал он. Воронин из Ространснадзора допускает, что “будет выделена категория автомобилей, установка на которые ABS и подушки безопасности технически невозможна”, но она будет немногочисленной.
Между тем эти дорогостоящие системы не так эффективны, как обыкновенные ремни безопасности. “Они снижают риск травм на 70%, — говорит первый замгендиректора Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Альберт Герудский. — Остальные устройства играют лишь вспомогательную роль”.