Новости
Российские власти едва ли допустят китайцев к “Юганскнефтегазу”
Экономика | Россия | СЗФО | В России | Санкт-Петербург

На арестованные акции “Юганскнефтегаза” нашелся и иностранный претендент. Вчера китайский дипломат публично заявил об интересе его страны к этой компании. Китайцы, которым два года назад не удалось приобрести “Славнефть”, по-прежнему заинтересованы в российском сырье. Однако аналитики и чиновники сомневаются в успехе этих попыток.

Около 60% всей нефти “ЮКОСа” добывает “Юганскнефтегаз” /в 2003 г. - около 50 млн т/. МНС обвиняет “ЮКОС” в неуплате налогов на $7 млрд, и половина этой суммы уже признана судом. Налоговые доначисления могут удвоиться после того, как МНС проверит деятельность “ЮКОСа” в 2002 и 2003 гг. Все имущество компании, кроме нефти, арестовано, а деньги, поступающие на ее счета, списываются судебными приставами.

Минюст собирается для погашения долга продать акции “Юганскнефтегаза”, оценить которые должен международный инвестбанк Dresdner Kleinwort Wasserstein. В “ЮКОСе” “Юганскнефтегаз” оценивают по стоимости его доказанных запасов - $30,4 млрд, аналитики же говорят, что предприятие стоит $12-16 млрд.

До сих пор об интересе к приобретению нефтяных активов “ЮКОСа” публично упомянула только менеджер “Газпрома”, но сама компания дезавуировала ее слова.

А вчера об интересе к “Юганскнефтегазу” заявил журналистам в Ханты-Мансийске экономический советник посольства Китая в России Фан Чуньюн. Как сообщает “Интерфакс”, на вопрос о готовности китайских компаний принять участие в аукционе по продаже акций “Юганскнефтегаза” советник сказал: “Вопрос участия нас очень интересует. Но в этой ситуации главный вопрос все же - политика самой России в отношении иностранных компаний”. Проблема в том, допустят ли их к продаже “Юганскнефтегаза”, уточнил китайский чиновник.

Вопрос этот возник у китайцев не на пустом месте: в 2002 г. российские чиновники пригласили китайскую государственную нефтяную компанию CNPC поучаствовать в приватизации “Славнефти”, а потом убедили китайцев снять свою заявку с аукциона, несмотря на щедрость их предложения /многие осведомленные источники называли $3 млрд/.

В московском представительстве CNPC вчера не смогли прокомментировать заявление китайского дипломата. “Если будет объявлен тендер и они [китайцы] займут более твердую позицию, чем в случае со "Славнефтью", то вполне смогут купить компанию. Во всяком случае, желание к этому у них огромное”, - говорит руководитель российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Компания “ЮКОС” является крупнейшим в России поставщиком нефти в Китай по долгосрочному соглашению.

Руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян недавно заявил журналистам, что справедливая цена “Юганскнефтегаза” не менее $12 млрд и купить его по силам только крупной иностранной компании. Однако осведомленный эксперт, близкий к администрации президента, рассказывал “Ведомостям”, что китайские компании - наименее желательные инвесторы с точки зрения властей. “Юганскнефтегаз” нельзя продавать китайцам, - соглашается и чиновник Минэкономразвития. - Если они купят этот актив, то вся добываемая там нефть будет отправляться в Китай“.

Аналитик одного из инвестбанков на условиях анонимности подтвердил эту позицию: “Китай - наш мощный сосед, и из геополитических соображений власти вряд ли допустят его экспансию в нефтяную отрасль России”. А его коллега из “Тройки Диалог” Валерий Нестеров вообще не верит, что “Юганскнефтегаз” может достаться иностранцам. Власти уже четко обозначили курс на усиление роли государства в нефтегазовом секторе и покупателем активов “ЮКОСа” станет либо госкомпания, либо структура, близкая к властям, говорит Нестеров. Начальник аналитического отдела банка “Зенит” Сергей Суверов допускает, что китайцев пустят на аукцион для повышения легитимности торгов, но выиграть не дадут. “Юганскнефтегаз” предназначен для отечественного капитала и с китайцами поступят по сценарию “Славнефти”, - говорит Суверов. К тому же, добавляет он, в случае получения контроля над “Юганскнефтегазом” Китай как потребитель нефти может негативно повлиять на рентабельность поставок, а следовательно - на размер налоговых поступлений в российскую казну. об этом пишут "Ведомости".