Российские граждане и предприятия не должны переплачивать за бензин из-за скачков мировых цен на нефть. Чтобы оградить внутренний рынок нефтепродуктов от мирового, чиновники Минпромэнерго предложили правительству поднять экспортную пошлину на нефть, а взамен снизить налог на ее добычу и акцизы на бензин. Нефтяники опасаются, что реализация этой идеи приведет к затовариванию внутреннего рынка и сокращению добычи.
Чуть больше недели потребовалось ведомству Виктора Христенко, чтобы выполнить поручение Михаила Фрадкова от 12 августа — разобраться, почему цены на нефтепродукты на внутреннем рынке быстро растут, пишет газета "Ведомости".
Хотя рост объемов нефтепереработки заметно отстает от роста добычи нефти, удорожание нефтепродуктов вызвано не их дефицитом на внутреннем рынке, говорится в письме Минпромэнерго Фрадкову, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. “Выработка и поставка основных видов топлива на внутренний рынок осуществляются в объемах, в целом обеспечивающих внутренний спрос […]”, — сказано в письме, посвященном “совершенствованию госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов”. Дефицит, подчеркивает Минпромэнерго, ощущается лишь в периоды пиковой потребности (посевная, уборочная, подготовка к зиме) “из-за отсутствия должного планирования поставок местными администрациями”.
Подорожание нефтепродуктов подчиненные Виктора Христенко объясняют ростом мировых цен на нефть и повышением налогов. Несмотря на рост цен, рентабельность производства нефтепродуктов, по расчетам Минпромэнерго, в первой половине 2004 г. упала до 20-23% с 29% в 2003 г.
Основной способ борьбы с подорожанием топлива, по мнению чиновников, — радикальный пересмотр налогообложения нефтяной отрасли, который сблизит для компаний выгоду от экспорта сырья и его переработки для внутреннего рынка. Чтобы снизить себестоимость нефти, перерабатываемой для потребления внутри России, Минпромэнерго предлагает “отвязать” налог на добычу от мировых цен нефти. В этом случае стоимость сырья, поступающего на НПЗ, не будет автоматически повышаться с подорожанием сырья во всем мире. Минпромэнерго рекомендует также снизить акцизы на топливо, которые сейчас составляют 25% в розничной цене. По мнению руководителя департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского, правительство могло бы “рассмотреть целесообразность существования акцизов на нефтепродукты”.
А для компенсации бюджетных потерь от снижения нагрузки на внутренний рынок сырья и нефтепродуктов Минпромэнерго рекомендует повысить экспортную пошлину на нефть.
Чиновников и экспертов фискальные идеи Минпромэнерго озадачили. “Повышение пошлины на нефть до запретительного уровня обернется тяжелейшими потерями для компаний, а [иначе] экспорт не остановишь”, — говорит чиновник из окружения Фрадкова. Он опасается, что предложенные меры приведут к обратному эффекту: отыгрывая потери от роста пошлин, нефтяники будут повышать внутренние цены. В Минфине и Минэкономразвития, куда письмо направлено на согласование, идеи Минпрома тоже не одобряют. “Остановить рост цен можно, только заперев нефть внутри страны, но тогда нефтяники зальют сырьем рынок”, — отмечает начальник отдела Минфина Александр Сакович.
Пытаясь остановить рост цен, чиновники “могут перегнуть палку — НПЗ будут затоварены”, опасается замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. По его оценке, рентабельность внутренних поставок высокооктановых бензинов не превышает 9-12%, а мазута — близка к нулю. Геннадий Красовский из “ЛУКОЙЛа” объясняет подорожание топлива ростом спроса населения на дорогие бензины, с которым устаревшие НПЗ “перестают справляться”. Государству следует не вводить запретительные меры по экспорту, а стимулировать модернизацию заводов, говорит он: “Если бы выход автобензинов с тонны нефти повысился с нынешних 15% до 43% (как в США), то для удовлетворения внутреннего спроса нужно было бы перерабатывать не 190 млн т нефти, а 160 млн т”.