Три летчика и 12 десантников-пажарных Ноябрьской лесной авиаохраны /Ямало-Ненецкий АО Тюменской области/ погибли сегодня при исполнении служебных обязанностей в результате катастрофы вертолета Ми-8. По неустановленной пока причине вертолет рухнул на границе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Как сообщил "Накануне.ру" генеральный директор Авиакомпании "Ямал" /Салехард, ЯНАО/ Василий Крюк, вертолет Ми-8 у авакомпании арендовала авиабаза г.Ноябрьск /ЯНАО/ - филиал ФГУ "Авиалесоохрана" МПР России. Вертолет потерпел крушение во время рабочего облета лесов, на его борту было 3 члена экипажа и 12 парашютистов-пажарных лесной авиаохраны. Вертолет МИ-8 разбился в районе между поселком Вынгапуровский Ноябрьского района ЯНАО и поселком Радужный ХМАО. Все 15 человек, находившихся на борту вертолета, погибли. "Мы выражаем глубокие соболезнования родственникам и близким погибших", - резюмировал генеральный директор Авиакомпании "Ямал" Василий Крюк. Причина аварии Ми-8 пока не установлена, по словам Василия Крюка, вертолет был новый и работал исправно. По сведениям очевидцев, у вертолета заглох мотор, и винт практически остановился. Машина рухнула на землю: взрыв был такой силы, что в живых остаться никто не мог. Вертолет буквально распался на две части. Напомним, свидетелями авиакатастрофы стали участники второго
трансрегионального автопробега Ямбург -Ильинка - Тюмень, посвященного
60-летию Тюменской области. |
В этом году "горячее" время для лесной авиации уже позади. Традиционно, авиационное патрулирование лесов начинается в мае. Успех борьбы с предстоящими пожарами напрямую зависит от подготовки. Авиабазы заключают договоры с пользователями лесного фонда на работы по авиаохране лесов, с авиапредприятиями на аренду воздушных судов для выполнения полетов, метеообеспечение, подготавливают противопожарный инвентарь, закупают ГСМ и т.д.
Сезон обычно начинается в апреле, заканчивается в сентябре (в зависимости же от погодных условий продлевается и до октября). А в феврале-марте личный состав авиаохраны выезжает на тренировочные полеты, прыжки и спуски.
Парашютисты и десантники-пожарные повторяют теорию и отрабатывают в полном обмундировании спуск к потенциальному месту пожара: первые прыгают с парашютом с самолета Ан-2, а десант отрабатывает спуск на специальном устройстве с вертолета Ми-8. Кстати, в способе доставки и спуска к месту возгорания и заключается разница между парашютистами-пожарными и десантом. У первых парашюты типа «Лесник» и «ПТЛ» - они легко управляемые и обеспечивают довольно высокую точность приземления.
Обнаружение лесных пожаров осуществляет летчик–наблюдатель, при патрулировании он ведет наблюдение за охраняемой территорией и осматривает дымовые точки. При обнаружении возгорания определяет его точное местоположение, параметры и извещает лесхоз. Если же лесникам к месту возгорания придется добираться более 3-х часов, высаживается группа огнеборцев (во время патрулирования на борту самолета находится группа парашютистов, необходимое оборудование и спецсредства).
Среди технических средств пожаротушения – взрывчатка, ранцевые огнетушители, мотопомпы и др. Наверняка, каждый из нас видел телевизионные сюжеты о тушении лесных пожаров. Не правда ли, впечатляет прыжок парашютистов-пожарных из самолета в дымовую неизвестность? Но экранная «картинка» далека от будней, в которых существуют огнеборцы.
Парашютисты и десантники-пожарные объединяются в группы по 5 -6 человек. На группу возложены все работы по тушению лесных пожаров. Успех зависит от многих факторов, но, прежде всего, от их личного опыта.
Несложные низовые пожары ликвидируют с помощью ручного инвентаря: для рыхления почвы и выкапывания противопожарной полосы используют лопату и топор-мотыгу, плюс ранцевые 20-литровые огнетушители (этот комплект имеет прозвище «джентльменский набор»). Для ликвидации более сложных по классу пожаров используют отжиг, мотопомпы с 200-метровым шлангом, прибегают к помощи вертолетов, оборудованных водосливными устройствами (вместимостью от 2,5 тонн воды).
«Авиалесоохранные работы зависят от степени пожарной опасности, - рассказывает "Накануне.ру" начальник Уральской авиабазы ФГУ «Авиалесоохрана» МПР России Владимир Тарасевич, - которую определяют условия погоды. Для получения сведений о погоде организуется метеорологическое обеспечение авиабаз и авиаотделений. Поступающая в пункты диспетчерского управления информация включает долгосрочные и краткосрочные прогнозы погоды и космические снимки облачности. Лесные пожары делятся на категории сложности, выбор способа тушения определяет динамика его развития».
Подготовка летчиков-наблюдателей летнабов проводится на спецкурсах на собственной базе, повышение квалификации они проходят в г. Пушкино, при Всероссийском институте повышения квалификации работников лесного хозяйства. Но изначально необходимо иметь высшее или среднее лесохозяйственное образование и, конечно, крепкое здоровье.
На парашютистов и десантников-пожарных 3 кл. обучают также на собственной базе по программам, разработанным Центральной авиабазой «Авиалесоохрана». А уже из их числа готовятся инструктора парашютной и десантно-пожарной службы, руководители взрывных работ и взрывники.
На заслуженный отдых парашютисты- и десантники-пожарные уходят после 17,5 лет выслуги, специфика работы все же негативно сказывается на здоровье. Парашютист, к примеру, за сезон совершает в среднем до 30 прыжков на тушение лесных пожаров, а каждый летчик-наблюдатель 100-150 летных часов. Никаких прочих льгот огнеборцы авиалесоохраны не имеют, и надо сказать, что заработная плата весьма невелика – в среднем 4-5 тысяч рублей.
В целом по России за сезон возникает более 30 тыс. лесных пожаров, огнем охватывается до одного миллиона гектар, в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов сгорания. Ущерб от пожаров ежегодно составляет свыше одного миллиарда рублей. 1/3 возникающих пожаров ликвидирует лесная авиация.
В штате российской «Авиалесоохраны» МПР России 6 тысяч парашютистов-десантников, для сравнения в наземной службе охраны леса трудятся 226 тысяч лесников…
«Первые опыты по воздушной охране лесов, - рассказывает Владимир Тарасевич,- были проведены в нашей стране в 1931 году. Отрабатывалась возможность обнаружения пожаров с воздуха, определение его точного местонахождения, параметров, динамики развития, тактики и способов его тушения. Назрела реальная необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель». Вторая задача воздушной охраны лесов – применение самолетов как средства транспорта для быстрой доставки к пожару рабочих со средствами тушения. Первые опыты по высадке парашютистов, проведенные в 1934-35 гг. оказались весьма успешными. Уже в 1936 году была создана первая парашютно-пожарная команда, принявшая участие в борьбе с лесными пожарами. Фактически так и была организованна единая государственная лесная авиация. Сейчас «Авиалесоохране» 73 года».
Лес беззащитен перед стихийным огнем. Обидно, что причиной возникновения лесных пожаров являются действия человека. Неосторожное, безалаберное обращение с огнем. Давно установлено, что в заселенных районах до 98% пожаров возникает исключительно по вине человека. Охрана лесов - важнейшая общегосударственная задача. Особое место в этой системе принадлежит "Авиалесоохране". Летчики-наблюдатели, парашютисты и десантники-пожарные, имеющие опыт и знания, делают все максимально возможное для предупреждения и ликвидации лесных пожаров.