Новости
Противники Зюганова создали ВКПБ
Политика | Россия | В бывшем СССР | Донецкая Народная Республика

Потерпев поражение в борьбе за брэнд КПРФ, часть бывших лидеров компартии в минувшие выходные представили новый политический проект. В Подмосковье прошел учредительный съезд Всероссийской коммунистической партии будущего, ее лидеры обещают за год собрать под свои знамена 100 000 коммунистов. Эксперты сомневаются в успехе этой затеи.

В субботу в подмосковном пансионате “Голицыно” исключенные из КПРФ оппоненты председателя ЦК партии Геннадия Зюганова провели учредительный съезд Всероссийской коммунистической партии будущего (ВКПБ).

Как пишет газета "Ведомости", создание ВКПБ стало финалом длительной борьбы за контроль над брэндом КПРФ между Зюгановым и оппозицией, лидером которой считается бывший спонсор коммунистов Геннадий Семигин.

В декабре семигинцы неудачно попытались сместить Зюганова на партийном съезде и предшествовавшем ему пленуме ЦК. Вскоре после этого Семигин был исключен из КПРФ.

Накануне июльского съезда партии оппозиция провела собрание части партийных руководителей, анонсированное как “пленум ЦК”. На нем было принято решение об отстранении Зюганова и избрании и. о. председателя ЦК ивановского губернатора Владимира Тихонова. Зюганов и его сторонники отреагировали немедленно — собрали пленум ЦК и исключили из партии лидеров оппозиции — Сергея Потапова, Татьяну Астраханкину и Леонида Иванченко. А 3 июля в Москве прошли два съезда КПРФ — “зюгановский” и “альтернативный”. На одном из КПРФ исключили уже самого Тихонова, выбрали новый состав ЦК, который затем на пленуме переизбрал председателем Зюганова. Семигинцы избрали свой состав ЦК, его председателем стал Тихонов. Обе стороны настаивали на легитимности своих мероприятий и обвиняли друг друга в сотрудничестве с Кремлем. Формально точку в их споре 3 августа поставил Минюст, отказавшийся регистрировать поправки в устав КПРФ, принятые на “альтернативном” съезде. Параллельно сторонники Зюганова провели “зачистку” руководства региональных парторганизаций от участников “семигинских” мероприятий. В ответ Тихонов пообещал создать Ленинскую коммунистическую партию России.

В своем субботнем выступлении в “Голицыно” ивановский губернатор критиковал подмену “марксизма-ленинизма зюгановщиной”. Поскольку избавиться от Зюганова “уставным путем невозможно”, необходимо создать “новую компартию авангардного типа”, заявил Тихонов.

Делегаты съезда проголосовали за создание ВКПБ и выбрали ее ЦК. Тот, в свою очередь, избрал политбюро ЦК из 14 человек, председателем политбюро стал Тихонов, а первым секретарем ВКПБ и заместителем председателя политбюро — Потапов, еще одним замом — Иванченко.

Источники финансирования ВКПБ ее руководители не раскрывают, ссылаясь лишь на то, что их идеи готовы поддержать “многие предприниматели”. Среди гостей съезда был, к примеру, совладелец компании LV Finance и бывший депутат Госдумы от КПРФ Леонид Маевский. Он признался “Ведомостям”, что “частично” профинансировал учредительные мероприятия ВКПБ. От связей с Семигиным партийцы усердно открещиваются. “Мне бы хотелось, чтобы его [Семигина] имя всуе не упоминалось”, — говорит член политбюро ЦК ВКПБ Астраханкина. “К нашему финансированию он отношения не имеет”, — вторит ей Иванченко.

Своей “исторической задачей” сторонники Тихонова считают создание единой компартии. “На начальном этапе это будет союз коммунистических партий. Вступить в него будет предложено всем [включая КПРФ]”, — говорит еще один член политбюро Александр Куваев, до июля возглавлявший московский горком КПРФ. Впрочем, Куваев сомневается, что Зюганов пойдет на сотрудничество с ВКПБ.

“Вряд ли руководители ВКПБ […] готовы к сложной и созидательной объединительной работе” — так прокомментировал слова Куваева первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

Астраханкина поделилась с “Ведомостями” планами уже к 1 октября довести численность партии до 10 000 членов, а к июлю 2005 г. — до 100 000. Она уверена, что в ВКПБ будут активно вступать и бывшие члены КПРФ, разочаровавшиеся в Зюганове. Мельников сомневается в способностях ВКПБ собрать под свои знамена 100 000 новых коммунистов без посторонней помощи. По его мнению, в раскрутке новой партии заинтересован Кремль. Но сотрудники администрации президента категорически опровергают слухи о причастности к проектам Семигина.

В воскресенье в “Голицыно” прошел съезд Народно-патриотического союза России. В последние годы Зюганов был председателем координационного совета НПСР, а Семигин — председателем исполкома союза. В июне часть членов координационного совета объявили об отстранении Зюганова с поста председателя, а на вчерашнем съезде его преемником избрали Семигина. В состав совета НПСР вошли лидеры ВКПБ.

Андрей Рябов из Московского центра Карнеги полагает, что фигуры лидеров ВКПБ не смогут привлечь “тысячи членов”. По его мнению, новый партийный проект “пока больше похож на парад людей, чья политическая карьера давно прошла пик”.

Семигин давно перестал быть инструментом Кремля, хотя раньше его и использовали для раскола КПРФ, считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Перспективы ВКПБ эксперт оценивает как “неблагоприятные”, поскольку у Зюганова остались брэнд КПРФ, контроль за региональными парторганизациями и статус “главного оппозиционера”, который признает Кремль.