Новости
Регионам могут вернуть право распоряжения мелкими месторождениями
Экономика | Россия | В России | В бывшем СССР

Центр стратегических разработок (ЦСР) советует чиновникам заменить лицензирование недропользования заключением арендных договоров. В подготовленном экспертами законопроекте о недрах сохранено и право регионов распоряжаться месторождениями нефти и газа. Региональным чиновникам и бизнесменам предложения нравятся, а Минприроды пока думает.

Как пишет газета "Ведомости", работа над новым законом о недрах ведется в правительстве уже около двух лет. ЦСР разработал свой вариант документа по заказу Минэкономразвития — чиновникам этого ведомства не понравились предложения Минприроды годичной давности. С тех пор главным разработчиком законопроекта было назначено ведомство Юрия Трутнева. Однако, по словам близкого к Минэкономразвития источника, Трутнев “благосклонно отнесся” к участию в работе ЦСР. Само Минприроды пока еще трудится лишь над концепцией законопроекта.

По законопроекту ЦСР, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, вместо выдачи лицензий на пользование недрами чиновники должны заключать с инвесторами договоры аренды (максимум на 49 лет). Для “особых случаев”, по выражению участвовавшего в разработке предложений президента Института энергетической стратегии Владимира Милова, в законе предусмотрены соглашения о разделе продукции (срок не оговаривается), договора бессрочного пользования и безвозмездные договора для государственных и муниципальных предприятий (до пяти лет). “СРП, например, больше подходит для разработки трудных шельфовых месторождений”, — поясняет Милов. Договоры, за исключением безвозмездных, можно заключать лишь по итогам открытого или закрытого аукциона. Для иностранных компаний и российских, в которых им прямо или косвенно принадлежит больше 50%, предусмотрен особый порядок: законопроект разрешает президенту выпустить указ с перечнем участков недр, разрабатывать которые им будет запрещено. А распоряжаться мелкими месторождениями — с запасами до 10 млн т нефти, 10 млрд куб. м газа, 40 т золота, 1 млн т меди и 5 млн карат алмазов — смогут регионы.

По уже принятым Госдумой поправкам в действующий закон о недрах регионам оставлено право распоряжаться месторождениями лишь общераспространенных ископаемых, например песка и гравия.

Пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатуллин сказал “Ведомостям”, что законопроект ЦСР уже поступил в министерство, но свое мнение по поводу предложений чиновники еще не сформулировали. Комментарии Минэкономразвития получить не удалось.

Региональные чиновники рады и малому. По словам вице-губернатора Красноярского края Анатолия Тихонова, “в крае много месторождений, подпадающих под параметры [ЦСР], и заинтересованных в их разработке инвесторов”. Первый зампред думского комитета по природным ресурсам Александр Беляков считает разумным возрождение СРП. “Здесь ограничения для иностранцев были бы неправильны: мы вступаем в эпоху [разработки] "тяжелых" месторождений, и своих сил на их освоение может и не хватить”, — поясняет он. Однако, отмечает депутат, если в договоре с государством не будут “четко прописаны инвестиционные обязательства”, нельзя будет исключить “злоупотребления чиновников по отношению к компаниям”.

Впрочем, по мнению представителя “ЛУКОЙЛа” Геннадия Красовского, при другой форме взаимоотношений с государством нельзя будет “закрепить права и обязанности” и недропользователя, и чиновников. “Сейчас государство просто выдает разрешение на пользование недрами и не несет никакой ответственности за сохранение стабильного налогового режима и законодательства о недрах”, — соглашается гендиректор ассоциации независимых нефтяных компаний “АссоНефть” Елена Корзун. В любом случае, отмечает вице-президент Shell Олег Румянцев, “у координационного комитета [нефтяных компаний по разработке нового закона о недрах] при Минприроды пока есть только поручение Трутнева обсуждать концепцию [законопроекта], подготовленную МПР”.

В законопроекте Минприроды сохраняется лицензирование недропользования - инвесторы должны получать лицензии по результатам открытых аукционов. При этом для “уникальных” (особо крупных, шельфовых и т. д.) месторождений нефти, газа, золота, алмазов и меди предусмотрены концессии, СРП и контракты. Инвесторы должны их заключать по итогам конкурсов (закрытых аукционов). Допускается и прямой договор между государством и инвестором, если кроме него на месторождение никто не претендует.