Сегодня по еврейскому календарю канун нового
5765 года. Главный раввин России Берл Лазар обратился с поздравлениями к
российским евреям. В поздравлении, распространенном пресс-службой Главного
раввина, говорится: "Этот праздник мы отмечаем ежегодно в тот день, когда Бог
создал первого человека - каждый раз как бы заново переживая Творение. В этот
день Бог заносит имена достойных в Книгу жизни на следующий год. Естественно
поэтому, что в преддверии Рош ха-шана принято подводить итоги сделанного в году
прошедшем и намечать планы на год наступающий. Это называется "тшува" -
покаяние: мы обещаем не совершать больше ошибок, творить угодное Богу, ходить
Его путями.
Но буквальный перевод слова "тшува" - "возвращение".
Возвращение к Богу, нашему Отцу, нашему Владыке. Первый человек, сразу же после
того, как был сотворен, собрал все остальные творения Господа и привел их к
престолу Господа, чтобы поклонились Ему и признали своим царем. В молитве на Рош
ха-шана мы провозглашаем: "Господь Бог наш, Бог отцов наших, владычествуй над
всем миром ради славы Твоей". И об этом же говорится в книге Псалмов Давидовых:
"Склонимся перед Господом, возвеличившим нас, ибо Он - Бог наш, а мы народ, о
котором Он заботится".
Эту двойную символичность Рош ха-шана очень хорошо
демонстрирует обычай трубления в шофар. С одной стороны, трубный глас призван
разбудить душу человека, заставить его критическим взглядом оценить сделанное им
в истекшем году, совершить "тшуву", возвращение на пути Божии. А с другой -
трубными звуками всегда приветствуют царя - Всевышнего.
В еврейском
понимании царь - это прежде всего отец. Тот, кого уважают, кого слушают, чью
волю выполняют - с любовью, как положено детям выполнять волю отца. Но отец
прежде всего защищает детей своих, помогает им встать на ноги, дает все, что им
требуется в жизни. Поэтому, когда мы принимаем царство Божие - мы тем самым
получаем право просить Его в молитвах, чтобы Он дал, что нам нужно. В молитвах
на Рош ха-шана мы просим Создателя не только о том, чтобы Он вписал нас в Книгу
жизни, но и об удовлетворении наших жизненных потребностей в наступающем году. И
Всевышний прислушивается к нашим молитвам и дает каждому то, что ему на самом
деле необходимо.
Потому вполне естественно, что в эти дни мы благодарим и
славим Бога за то, что Он помог нашему народу пережить тяжелую эпоху, что с
Божией помощью встала новая свободная Россия, где тысячи и тысячи молодых людей
возвращаются к своим корням, к своей вере, где наш еврейский народ может
свободно чтить Бога, говорить на нашем языке, справлять наши праздники - жить
еврейской жизнью.
И это великое освобождение, дарованное нам Богом, царем
нашим, обязывает нас заботиться не только о себе, но и обо всех, кто нас
окружает. Недаром Создатель повелел евреям быть "нер ла-амим", "свечой для
народов". Наша миссия в мире Божием - сделать так, чтобы не только евреи, но и
весь мир понял, что есть Бог, что Он всех нас сотворил и дал всем нам законы, по
которым мы должны жить, ценности, которые мы должны защищать. Особенно это
актуально сегодня, на фоне тех трагических событий, которые потрясают страну и
мир в последнее время. Наш долг сплотиться в борьбе с терроризмом и другими
угрозами миру Божиему, сплотиться самим и помочь сплотиться народам среди
которых мы живем. Наш долг - ходить путями Божиими и помогать другим становиться
на Его пути.
Хорошего и сладкого вам Нового года. Молюсь вместе с вами за
то, чтобы ваши имена были занесены в Книгу жизни - на здоровье, благополучие,
счастье и удачу", - завершает свое поздравление Берл
Лазар.