Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s сегодня объявило о пересмотре прогнозов российского газового гиганта ОАО “Газпром” со “стабильного” на “развивающийся”, а российской государственной нефтяной компании ОАО “НК Роснефть” — с “негативного” на “развивающийся”. Это решение принято вслед за объявлением российского правительства о его намерении увеличить свою долю в Газпроме за счет активов “Роснефти” (сделка потребует проведения формальных процедур оценки, официального одобрения советов директоров и собраний акционеров). Одновременно Standard & Poor’s подтвердило рейтинги Газпрома и “Роснефти” на уровне ВВ- и В соответственно.
Как отмечается в сообщении S&P, пересмотр прогнозов отражает недостаток ясности в отношении влияния планируемой сделки на каждую из компаний. Оценка потенциального влияния на Газпром и “Роснефть” будет зависеть от юридических и финансовых деталей сделки, в частности от того, придется ли Газпрому осуществлять какие-либо выплаты в связи с объединением, а также будут ли переданы Газпрому все активы и обязательства “Роснефти” или только их часть. Собственно объявление об объединении также подчеркивает риски, связанные с непредсказуемой стратегией правительства в секторе, которой, как представляется, движут скорее политические, чем экономические мотивы.
“Рейтинги Газпрома могут быть повышены, если сделка усилит государственную поддержку компании прежде всего в отношении более благоприятного режима регулирования внутренних цен на газ”, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. В настоящее время правительство напрямую контролирует 38% акций Газпрома, тогда как еще 17% контролируется дочерними компаниями Газпрома. Таким образом, результатом передачи активов “Роснефти” станет прямой государственный контроль над Газпромом, рост масштабов и диверсификации активов, а также дальнейшее уменьшение вероятности расчленения вертикально интегрированной структуры Газпрома.
Однако возможно и негативное влияние сделки на рейтинги Газпрома, если уровень долга (в том числе уже достаточно высокий объем краткосрочного долга) увеличится в ходе сделки или если правительство будет оказывать давление на новый нефтегазовый гигант, заставляя его осуществлять политически мотивированные крупные и рискованные инвестиции. Уровень долга Газпрома уже высок, а способность компании обслуживать долг в условиях средних мировых цен на газ ограничивается вследствие по-прежнему неблагоприятного режима ценообразования на внутреннем рынке газа. Сама по себе либерализация рынка акций Газпрома не оказывает существенного влияния на кредитоспособность, указывает Standard & Poor’s.
В то же время рейтинг “Роснефти” может быть повышен вследствие объединения с компанией, которая имеет более высокий рейтинг и потенциально может стать гораздо более крупным игроком в нефтегазовом секторе. Из потенциальных рисков стоит отметить, что пока не вполне ясно, во-первых, планирует ли правительство передать Газпрому “Роснефть” целиком или лишь отдельные активы и/или обязательства, во-вторых, все ли кредиторы “Роснефти” получат тот же статус, что и кредиторы Газпрома, в-третьих, как отразится сделка на ликвидности “Роснефти”, если в ответ на нее некоторые кредиторы воспользуются положением о смене контроля в кредитных соглашениях.
“Если неопределенность в отношении этих вопросов разрешится и если потенциальные негативные сценарии будут признаны крайне маловероятными, Standard & Poor’s может рассмотреть вопрос о пересмотре прогноза рейтинга “Роснефти” на “позитивный”, — добавила кредитный аналитик Standard & Poor’s Татьяна Кордюкова.