Представители “Сургутнефтегаза” появились в руководстве UTair: по итогам вчерашнего собрания они заняли четыре из семи мест в совете директоров авиакомпании. Эксперты сочли это свидетельством того, что именно “Сургутнефтегаз” стал новым владельцем UTair, но сами нефтяники это по прежнему опровергают.
Как пишет газета "Ведомости", до недавних пор бумаги UTair были распылены среди множества владельцев: 27% ее акций принадлежало администрации Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), 18,8% — администрации г. Сургут, около 20% — находились в залоге у Банка развития предпринимательства (БРП), еще 5,9% — принадлежали инвестгруппе “Регион”. Однако минувшим летом у компании появился новый хозяин. Сначала власти ХМАО и Сургута продали свои 45,8% суммарно за $32 млн, а затем пакеты реализовали БРП и ИГ “Регион”.
Официально бывшие акционеры UTair отказывались комментировать, кому они продали свои пакеты. Однако в частных беседах их представители говорили “Ведомостям”, что новым собственником авиакомпании стали структуры “Сургутнефтегаза”. В самом “Сургутнефтегазе” эту информацию опровергали, несмотря на то что в июле 75,64% акций UTair перешли в номинальное держание Центрального сургутского депозитария (аффилирован с нефтяной компанией), а в августе компания сменила реестродержателя на ЗАО “Сургутинвестнефть”, которое также ведет реестр “Сургутнефтегаза”.
Но вчера причастность нефтяной компании к этой сделке стала очевидна. В Ханты-Мансийске состоялось внеочередное собрание акционеров UTair, на котором в состав наблюдательного совета вошли представители нового собственника и аффилированных с ним структур. Как говорится в пресс-релизе UTair, по итогам голосования в совет вошли семь человек, в том числе два замдиректора НК “Сургутнефтегаз” Геннадий Бурцев и Сергей Савин, гендиректор страхового общества “Сургутнефтегаз” Вячеслав Урюпин и зампред правления Сургутнефтегазбанка Наталья Поспелова. Оставшиеся места в совете достались гендиректору авиакомпании Андрею Мартиросову, первому зампреду правительства ХМАО Вячеславу Новицкому и вице-мэру Сургута Владиславу Нестерову.
Сам Вячеслав Новицкий сообщил “Ведомостям”, что он и Нестеров баллотировались в совет директоров по просьбе новых акционеров, но отказался их назвать. “Нам не безразлично развитие компании, которая выполняет в том числе значительный объем социальных общеобластных перевозок, которые по соглашению ХМАО, ЯНАО и Тюменской области дотируются из бюджета”, — поясняет чиновник. Новицкий также говорит, что новые акционеры пока не собираются менять гендиректора UTair Андрея Мартиросова, но уже приступили к изучению документов и на ближайшем заседании совета собираются обсудить стратегию развития компании.
В страховом обществе “Сургутнефтегаз” подтвердили, что гендиректор компании Вячеслав Урюпин вошел в совет директоров UTair. “Но мы акций не покупали, скорее всего это была НК “Сургутнефтегаз”, — предполагает сотрудник компании.
Однако в самом “Сургутнефтегазе” продолжают опровергать факт покупки авиакомпании. “Акций мы не покупали. Наших менеджеров пригласили в совет директоров UTair, потому что "Сургутнефтегаз" — крупный заказчик перевозок у этой компании”, — заявил “Ведомостям” замруководителя пресс-службы “Сургутнефтегаза” Алексей Суходоев. Но источник “Ведомостей”, знакомый с ситуацией, говорит, что около 77% акций UTair консолидировали структуры “Сургутнефтегаза” и в ближайшее время этот пакет будет переведен на баланс нефтяной компании.
Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов не подтверждает и не опровергает появление “Сургутнефтегаза” в числе акционеров компании. “Сургутнефтегаз” — публичная компания. Если бы он сам купил акции UTair, то раскрыл бы информацию. Возможно, пока акции висят на каких-то дружественных структурах“, — считает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Вместе с тем она отмечает, что сделка логична: у “Сургутнефтегаза” большие потребности в перевозках нефтяников, работающих вахтенным методом, а UTair нужны деньги на развитие.
Авиакомпания UTair – пятая в России по объему перевозок. В 2003 г. она перевезла 1,28 млн пассажиров, эксплуатирует 109 самолетов, в основном ближнемагистральных (Ту-134, Ан-2, Ан-24, Як-40), и владеет крупнейшим в мире вертолетным парком из 173 машин, которые задействованы в перевозках российских нефтяников и гуманитарных миссий ООН. Выручка UTair за прошлый год – 6,6 млрд руб., чистая прибыль – 83 млн руб.