Вчера в Москве прошло заседание межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Россию представлял председатель правительства Михаил Фрадков. Учредители союза впервые на деле сделали то, ради чего и создавался этот союз,– ликвидировали торговые барьеры во взаимной торговле. Эти изменения стали возможны (так же, как и на прошлой неделе в Астане на заседании ЕЭП) благодаря уступкам со стороны России. Правда, до полноценного единого рынка еще далеко, но Михаил Фрадков уже предложил участникам ЕврАзЭС переходить на расчеты в российских рублях.
Вчера в Москве участники заседания межгоссовета ЕврАзЭС ускорили создание общего рынка. Напомним, что в ЕврАзЭС кроме России, Белоруссии и Казахстана участвуют Киргизия и Таджикистан, но не участвует Украина. Зато она входит в единое экономическое пространство (ЕЭП). Если бы пришлось выбирать между будущим ЕврАзЭС и ЕЭП, кто-нибудь из российских экономических союзников мог бы превратиться в противника. В Москве придумали более изящное решение – использовать плюсы обеих организаций.
Заседали участники ЕврАзЭС в разных местах. Утром Михаил Фрадков и сопровождавшие его четыре премьера открыли международный конгресс "ЕврАзЭС – деловой мир" в Экспоцентре на Красной Пресне. Затем премьеры переехали в здание Президент-отеля, где непосредственно и состоялось заседание межгоссовета. Сначала пятеро премьеров совещались между собой в узком составе, затем состав был расширен за счет присоединившихся к ним делегаций и журналистов. На открытом раунде каждый из премьеров произнес краткую речь – в основном об экономических успехах своих стран. Из их слов можно было понять, что наибольшего роста ВВП среди участников ЕврАзЭС за восемь месяцев 2004 года добились в Таджикистане; по словам премьера Акила Акилова, он составил 11,7%. Выступивший за ним казахский премьер Даниал Ахметов мериться ростом ВВП не стал, но объявил, что к 2007 году в Казахстане среднегодовой темп роста ВВП достигнет 8,7%, а среднегодовой уровень инфляции – 4-6,5%. По данным белорусского премьера Сергея Сидорского, в Белоруссии за восемь месяцев рост ВВП уже составил 10,7%, реальные денежные доходы населения выросли на 12%, а средняя заплата теперь равна $170. Михаил Фрадков сообщил, что за восемь месяцев 2004 года ВВП в России вырос на 7,3%, а промышленная продукция – на 6,9%. Кроме того, господин Сидорский предложил в рамках ЕврАзЭС скоординировать развитие взаимодополняющих отраслей и инвестиционную политику, а киргизский премьер Николай Танаев – выработать механизм лизинга техники. Михаил Фрадков призвал более тесно координировать действия на переговорах по вступлению в ВТО, согласился "стимулировать взаимные инвестиции, особенно в проектах с высокой добавочной стоимостью", а затем вообще предложил "ускорить создание общеплатежной системы" и "в качестве валюты расчета использовать российский рубль". Ему не возражали.
Во время закрытой части переговоров премьеры подписали график отмены изъятий из режима свободной торговли стран–членов ЕврАзЭС с государствами–участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, и протокол о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров. Строго говоря, как раз эти соглашения и позволят перейти к режиму свободной торговли в СНГ. Как пояснил Ъ один из участников российской делегации, окончательный отказ от изъятий произойдет в 2006 году. А начнут ликвидацию ограничений в торговле спиртом, табаком и сахаром.
В этом списке для России наиболее болезненным стало согласие отказаться от действующих барьеров, ограничивающих импорт сахара с Украины и Белоруссии. Сейчас на поставки сахара в Россию из этих стран действует ограничительная квота. Когда реально произойдет отмена ограничений, российским сахаропроизводителям предстоит добиваться от правительства защиты своего внутреннего рынка только тарифными мерами, через антидемпинговые расследования и техническое регулирование. Это более цивилизованные методы торговли, принятые в ВТО, но они обеспечивают меньшую степень защиты для отечественных производителей, нежели прежние нетарифные меры. Что же касается лицензирования импорта и экспорта товаров, то вчера было единогласно решено использовать российскую систему, распространив ее на всех участников ЕврАзЭС. Проблемы по этому вопросу возникнут позже, когда сторонам предстоит согласовать список товаров, подпадающих под лицензирование. Сейчас наиболее объемный список у России, и в Москве настаивают, чтобы он и был взят за основу. Но это проблема будущих заседаний межгоссовета ЕврАзЭС. Пока же за последние две недели Москва добилась существенного продвижения в организации единого рынка с помощью двух союзов. Причем этот новый торговый режим будет распространяться не только на четыре или пять стран, а объединит как участников ЕврАзЭС, так и участников ЕЭП, так как последние решения ЕЭП по НДС распространяются на участников ЕврАзЭС, а соглашения, подписанные с ЕврАзЭС, уже унифицированы в двусторонних соглашениях с Украиной.
Такую политику уже оценили в США. Посол США в России Александр Вершбоу вчера заявил, что "пройдет немного времени, и отношения США и ЕврАзЭС начнут качественно изменяться и подойдут к отношениям США с Европой, Канадой и Австралией".