“Российские железные дороги” решили привлечь частных инвесторов к достройке 16 объектов незавершенного строительства. Среди них есть подъездные пути к примыкающим к БАМу Чинейскому железорудному и Эльгинскому угольному месторождениям, а также недостроенные пансионаты на Черном море и аквапарк в Москве. Участники рынка считают, что большинство объектов монополии найдут инвесторов или покупателей.
Как пишет газета "Ведомости", накануне правление РЖД обсуждало вопрос о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Таких у компании около 3000. Как сообщил начальник департамента капитального строительства РЖД Олег Тони, менеджеры решили привлечь к строительству 16 объектов частных инвесторов. Речь идет о железнодорожных путях к Эльгинскому угольному и Чинейскому железорудному месторождениям, расположенным неподалеку от БАМа, а также о завершении строительства новых корпусов в пансионатах РЖД — “Ангара” (г. Анапа), “Зеленый гай” (г. Туапсе), “Зори Алтая” и др. Кроме того, РЖД хочет привлечь частников к достройке аквапарка вблизи московского стадиона “Локомотив”. Источник в РЖД поясняет, что компания хотела бы привлечь инвесторов на условиях проектного финансирования: объект достраивается на деньги инвестора, который затем окупает затраты за счет доли в прибыли. При этом инвестор может получить до 49% акций в предприятии. Если желающих инвестировать на таких условиях не найдется, то РЖД готова продать незавершенку на торгах.
“Подъездные пути к месторождениям, которые не будут разрабатываться, никому не нужны. Поэтому к Эльгинскому и Чинейскому проекту необходимо привлекать частных инвесторов, — отмечает директор департамента аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. — Что касается пансионатов, то это вообще непрофильный для РЖД вид деятельности”. “Идея хорошая и правильная”, — соглашается замначальника департамента инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов. “Но ситуацию по каждому объекту — как привлечь соинвестора или как его выгодно реализовать — надо обсуждать на совете директоров”, — уточняет чиновник. По мнению Михайлова, Чинейскую и Эльгинскую ветки целесообразно полностью продать частным инвесторам этих месторождений. Этим летом основной владелец “Русала” и “Базового элемента” Олег Дерипаска вел переговоры об участии в достройке Чинейской и Эльгинской ветки с президентом РЖД Геннадием Фадеевым. По словам источника, близкого к “Базэлу”, механизм инвестирования пока прорабатывается, но в идеале “Базэл” хотел бы получить Чинейскую ветку в свою собственность.
“Незавершенка для РЖД — как гиря на ногах”, — говорит председатель совета управляющих БСК (крупный подрядчик РЖД) Игорь Найвальт. По его мнению, подъезды к месторождениям вокруг БАМа наверняка заинтересуют инвесторов. “Но РЖД вряд ли захочет их полностью отдавать. В свое время РЖД отказалась продавать недостроенный аквапарк (при стадионе "Локомотив"), который хотело выкупить правительство Москвы”, — говорит Найвальт.
Достройка пансионатов РЖД также интересует инвесторов. Евгений Фетисов, вице-президент VMP Corp., инвестирующей строительство в Сочи и Красной Поляне, считает объекты РЖД в Краснодарском крае “очень привлекательными для девелопмента”. Но он отмечает, что инвесторам будет “гораздо интереснее” выкупить объект и развивать его самостоятельно.
ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) на 100% принадлежит правительству. Стоимость активов РЖД превышает $50 млрд. Выручка компании за первое полугодие 2004 г. – 321,8 млрд руб., чистая прибыль – 12,1 млрд руб.