Новости
Скоро около 50 государств будут готовы к ядерной войне
Политика | Россия

В настоящее время более 40 стран мира имеют возможность переквалифицировать свои ядерные программы из мирных в военные. С соответствующим заявлением на этой неделе выступил глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадеи. По его словам, необходимо «ужесточить международный контроль за разработками ряда стран в области атомной энергетики».

Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, процесс распространения ядерного оружия уже необратим. Причем наиболее активную технологическую и материальную помощь «третьим странам» в наращивании их ядерного потенциала оказывали как раз те государства, которые сейчас громко кричат о необходимости борьбы с режимами, близкими к созданию атомного оружия. Эксперты считают, что в условиях роста нестабильности в мире перспектива ядерной войны становится все более реальной.

Заявление Мохаммеда Эль-Барадеи о том, что необходимые технологии для производства ядерных вооружений есть уже более чем у 40 стран, прозвучало на очередной конференции агентства ООН по ядерной энергии. При этом, по словам главы МАГАТЭ, его организация рассчитывает на «добрую волю этих государств, волю, которая может быстро измениться». Какие именно страны являются «пороговыми», г-н Эль-Барадеи не сказал, однако приблизительный список потенциальных кандидатов на вступление в «ядерный клуб» составить нетрудно. Напомним, что официально атомными державами являются США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. В конце 90-х испытания ядерного оружия провели Индия и Пакистан, которые де-факто были признаны членами ядерного клуба. За проведение ядерных испытаний на эти государства были наложены экономические санкции, которые действовали относительно недолго. Кроме того, считается, что в первую пятерку атомных держав (по количеству и техническому совершенству ядерных зарядов и средств доставки) входит Израиль. Иерусалим никогда официально не подтверждал и не опровергал наличие у него ядерного оружия.

Список так называемых «пороговых стран», которые в относительно короткие сроки могут обзавестись ядерным оружием, значительно превышает количество уже де-факто существующих ядерных держав. «Япония, Германия, Канада и Австралия могут собрать свою первую ядерную бомбу в течение года-двух. Соответствующий научный потенциал и развитая материально-техническая база там имеются, – сказал RBC daily сотрудник одного из московских исследовательских центров. – К этим странам примыкает Южно-Африканская Республика (ЮАР). В ЮАР уже была создана своя ядерная бомба и поставлена на вооружение армии. В начале 90-х юаровцы – что стало полной неожиданностью для мирового сообщества – рассекретили свою ядерную программу, публично отказались от нее и уничтожили ядерные заряды. Однако соответствующая техническая документация и научно-технический потенциал у страны наверняка остались».

Понятно, что этими странами список потенциальных обладателей ядерного оружия не ограничивается. «Атомное оружие по силам создать Швеции. Ядерные разработки велись и, возможно, ведутся в Южной Корее (под контролем американцев) и на Тайване, в Аргентине, Чили, Бразилии, Ливии, Египте, Иране и Северной Корее. Свою программу имела даже Румыния, еще когда была членом Варшавского договора. Совместными усилиями СССР и США удалось заставить Бухарест отказаться от разработок. Сейчас о состоянии этого проекта и о том, что от него осталось ничего не известно», – сказал RBC daily эксперт «ПИР-центра» Дмитрий Евстафьев.

Примечательно, что большинство государств вели свои программы при активной помощи извне. Начало израильской атомной программе было положено при активной помощи Франции. Позже сам Израиль, по некоторым данным, помог сделать бомбу ЮАР. В Аргентине, у которой уже к 50-60-м годам была одна из самых продвинутых программ, работали ученые Третьего рейха, которым удалось покинуть Германию и которые сохранили связи со своими коллегами на родине. Особенно показательна «интернациональная» история создания пакистанской «исламской» ядерной бомбы, развернувшаяся в начале 70-х гг. Канада помогла Исламабаду построить атомную электростанцию (АЭС) и завод по производству «тяжелой воды». Франция также помогла с АЭС и передала технологии по производству плутония. Неоценимую помощь оказал Китай, который, помимо того что на пару с США финансировал пакистанскую ядерную программу, построил АЭС, завод по обогащению урана, завод по производству тяжелой воды, передал проект 25-килотонного ядерного устройства и 5000 магнитных колец для ядерных центрифуг. Швейцария поставила 13-дюймовые стальные сферы и стальные лепестки для производства ядерного устройства. В этой же альпийской стране пакистанская разведка выкрала проект завода по обогащению урана. Немецкая фирма Leybold Heraeus Hanan поставила Исламабаду вакуумные насосы и оборудование для газовых центрифуг. Технологию очистки плутония газом тритием и сам этот газ пакистанцы у ФРГ украли. Великобритания поставила в Пакистан 30 высокочастотных инверторов для управления скоростями центрифуги, и, наконец, американцы построили исследовательский реактор, поставили диагностическое и научное оборудование, осциллографы и компьютеры.

По мнению экспертов, остальные государства третьего мира, в частности Иран, Северная Корея (которые на слуху), а также находящийся пока в тени Египет развивают свои программы по схеме, подобной пакистанской. Поэтому истерика западных стран по поводу распространения ядерного оружия по меньшей мере лицемерна. Понятно, что в условиях роста нестабильности в Азии увеличивается угроза применения ядерного оружия, в том числе и не санкционированного официальными властями. Крайне тяжелая внутриполитическая ситуация складывается в Пакистане. Исламабад не в состоянии полностью контролировать положение в стране, и к власти могут прийти экстремисты. Если американцы начнут военную операцию против Ирана, то в условиях дестабилизации ситуации по иракскому сценарию контроль над ядерными материалами может перейти к людям, которые не остановятся перед его применением.