Инвесторы попросили вчера президента Владимира Путина не допустить принятия поправок в закон об АО, которые предусматривают фактически принудительный выкуп долей миноритариев. Вчера же на официальном сайте Госдумы появилось отрицательное заключение на этот законопроект администрации президента, датированное 2 августа.
Как пишет газета "Ведомости", вчера инвестбанки и фонды, на долю которых, по их оценке, приходится 70% вложений на российском фондовом рынке, попросили российского президента Владимира Путина не допустить принятия поправок в закон об акционерных обществах. Поправки позволяют крупнейшим акционерам (более 90% акций) выкупать пакеты миноритариев по цене, определенной оценщиком, нанятым мажоритарным акционером. Письмо подписали Hermitage Capital Management, Prosperity Capital Management, Firebird Management, “Атон”, Charlemagne Capital, East Capital, Halcyon Advisors, Morgan Stanley Investment Management, MC Trust, Third Point Management, “Тройка Диалог”, Vostok Nafta, Alfred Berg Asset Management и проч. Эти поправки внесли в Госдуму четыре представителя “Единой России”: Владислав Резник, Виктор Плескачевский, Павел Крашенинников и Владимир Плигин. Поправки предполагали, что в случае отказа или неосведомленности миноритариев о решении “суперакционера” он сможет переписать их бумаги на себя, перечислив деньги на депозит нотариуса.
7 июля Дума приняла поправки в первом чтении. Но портфельные инвесторы встретили инициативу депутатов в штыки. По их мнению, законопроект может ударить по интересам миноритарных акционеров крупнейших российских компаний. По оценкам директора по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадима Клейнера, в России насчитывается около 188 000 миноритарных акционеров крупнейших корпораций, владеющих акциями на $3,1 млрд.
Инвесторы пытались остановить принятие поправок и даже заручились поддержкой чиновников ФСФР и МЭРТ. “Предлагаемые поправки имеют все шансы занять свое место в одном ряду с ваучерными пирамидами, банковскими дефолтами и девальвацией рубля, продолжив серию конфискационных действий, предпринятых по отношению к гражданам России начиная с 1991 г.”, — заявил главный управляющий компании Firebird Management Иан Хааг. Главный управляющий директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер считает, что эти поправки противоречат проводимому президентом курсу на привлечение в Россию иностранных инвестиций, поскольку внешний инвестор в России является по определению миноритарным акционером. “Путин не должен позволить олигархам — основным акционерам крупных российских компаний — посеять панику на российском фондовом рынке”, — говорит он.
Вчера же на сайте Госдумы было опубликовано отрицательное заключение президента на эти поправки. В документе говорится, что они устанавливают механизмы принудительного выкупа и приобретения акций, что сопряжено с ограничением права собственности. Кроме того, при требовании приобретателя о выкупе обыкновенных акций остальных акционеров общества следует учитывать часть 3 статьи 35 Конституции России, в которой говорится, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Клейнер говорит, что инвесторы ждали благоприятного для них решения президента. Он уверен, что дискутировать о выкупе долей у миноритарных акционеров можно лишь тогда, когда будут устранены более важные проблемы корпоративного управления: трансфертное ценообразование, большая доля казначейских акций в капитале ряда корпораций и сделки с аффилированными лицами.
Виктор Плескачевский, председатель думского комитета по собственности, отметил, что можно обсуждать своевременность этих мер или механизм ценообразования выкупа акций, но этот закон необходим. Он готов убеждать в этом кремлевских экспертов. “Цель законопроекта не в том, чтобы нарушить или защитить права акционеров”, — говорит Плескачевский. Он напоминает, что в стране сейчас десятки тысяч АО, которые не смогут удовлетворять ужесточающимся требованиям МЭРТ и Минфина по выплате дивидендов или ведению консолидированной отчетности.