Россия обречена на тесное сотрудничество с Китаем, считают эксперты. Беда лишь в том, что при существующей разнице в достигнутых показателях экономического развития вряд ли можно ожидать, что партнерство наших стран будет равноправным
В последние годы товарооборот между Китаем и Россией растет на 20% в год и в 2004 г. может достигнуть 20 млрд. долл., а с учетом теневого импорта даже 25-26 млрд. долл. Такие данные привел на прошедшем вчера семинаре, посвященном вопросам сотрудничества двух стран, председатель Российско-Китайского делового Совета Борис Титов. Впрочем, как подчеркнул г-н Титов, политическое сотрудничество двух стран находится на куда более высоком уровне, чем экономическое, к примеру, товарооборот Китая со странами Евросоюза, США и Японией составил более 100 млрд. долл. с каждой. Впрочем, такое положение дел не случайно – китайцы не жалуют ставшие традиционными в последние десятилетия для России формы инвестирования. Как признались сами участники семинара, представители Поднебесной крайне скупы на прямые инвестиции, как впрочем, не спешат они открывать ворота своей страны и для российских вливаний. Как рассказал г-н Титов на проходившей вчера встрече делового сообщества с заместителем премьера Госсовета КНР госпожой У И, речь шла в основном о совместных стратегических проектах, осуществление которых невозможно без поддержки государств обеих стран. Китай, сильно опередивший за последние пятнадцать лет Россию по уровню экономического развития, интересуется, прежде всего, сотрудничеством в таких отраслях, как самолетостроение, космические разработки, машиностроение и электроэнергетика. Российская же структура экспорта в КНР пока в основном сырьевая, пишет РБК Daily.
«Мы просто обречены на самое тесное сотрудничество с Китаем во всех областях жизни», – не то восхищенно, не то обеспокоенно признал вчера заместитель председателя ЦБ Виктор Мельников. Действительно, невероятно быстрый экономический рост некогда дружественных Советскому Союзу китайских братьев вызывает с одной стороны восхищение, а с другой настороженность. Обе страны – и КНР и Россия прошли за последние два десятилетия трудный путь реформ, и, хотя китайские реформы на десятилетие старше российских, совершенно очевидно, что нашей стране и через десять лет не добиться столь впечатляющих результатов. «За последние двадцать лет Китай намного опередил Россию, – говорит заместитель директора института Дальнего Востока Андрей Островский. – Если в 1989 г. ВВП Китая составлял 60% от показателей СССР, то в 2003 г. соотношение стало обратным, причем каждый год этот разрыв увеличивается не в нашу пользу». По мнению г-на Островского, Китай проводил свои реформы намного более последовательно и обдуманно, чем это делалось в России. К примеру, вся реформа китайской системы собственности проводилась под девизом «не вместо, а вместе», то есть КНР не стала огульно приватизировать все предприятия, сохранив госсобственность крупных стратегических объектов, не запрещая при этом создавать различные СП и частные конторы. Лишь за первое полугодие 2004 г. в КНР было образовано более 500 тыс. СП, общая же сумма освоенного китайцами иностранного капитала составляет почти 0,5 трлн. долл. При этом, как подчеркивает г-н Островский, в Китае налажена жесткая система государственного контроля над предприятиями с иностранным капиталом. Кроме того, в Китае переход к рыночной системе ценообразования осуществлялся постепенно – до сих пор в стране действуют три вида цен на разные товары и услуги: фиксированные государственные, свободные и плавающие (смешанные). «Поэтому даже в самые тяжелые времена инфляция в Китае не превышала 20% в год, тогда как в России в 1992 г. этот показатель зашкаливал за 200%», – говорит Андрей Островский.
Более грамотной, по мнению экспертов, была и политика Китая в сфере привлечения иностранных инвестиций – это, прежде всего, льготное налогообложение предприятий с иностранным капиталом в первые годы деятельности, создание «особых» зон и т. д. В результате по объему иностранных вливаний Китай в 25 раз обогнал Россию. Словом, России было бы нелишне приобщиться к экономическому чуду своих азиатских соседей, беда лишь в том, что по многим позициям делать это уже слишком поздно. Видимо не зря российские реформаторы еще на заре перестройки говорили, что их главная задача – сделать изменения в экономике необратимыми. Между тем многие аналитики сходятся во мнении, что 21 век станет веком Китая, и Россия, хочет она того или нет, будет вынуждена считаться со своими бурно развивающимися и очень многочисленными соседями. Пока российское деловое сообщество настроено очень оптимистично: действительно, Китай – самый быстрорастущий рынок потребления энергоносителей, второй после Индии для России рынок сбыта военной техники. Но китайцы, в отличие от российских бизнесменов, большинство из которых никак не отвыкнет от «материально-сырьевой» политики экспорта, мыслят совсем иначе. Достигнув хороших экономических показателей, КНР тем не менее испытывает потребность в обмене опытом по ряду наукоемких отраслей, в которых у России еще с советских времен сохранились некоторые наработки. Поэтому китайцы, к великому сожалению российских бизнесменов, не спешат открывать нам кредитные линии, да и пускать российский капитал готовы лишь на свои мелкие предприятия.
«Китайцы настаивают на сотрудничестве в стратегических крупных проектах и предлагают России нарастить экспорт машин и оборудования, – рассказывает Борис Титов. – В свою очередь они предлагают нам поставки своей сельскохозяйственной техники, которая совершенно уникальна по соотношению цена-качество». В частности, Китай предлагает России создать совместное предприятие по производству среднемагистральных самолетов, потребность которых в КНР достигает 1,5 тысяч. Китайцы, долгое время экспортировавшие американские Boeing, по достижению определенного уровня развития пришли к мысли, что для обеспечения собственной независимости им необходимо развивать самолетостроение внутри страны. Так, в частности, китайская авиастроительная корпорация создала совместное с бразильской Embraer предприятие по выпуску ближнемагистральных турбовинтовых самолетов. «Почему бы России не объединить с Китаем усилия в этой области? – говорит Виктор Мельников. – У нас есть опыт, которого не достает им, у них есть деньги, которых не достает нам». Еще одна сфера деятельности, в которой Китай крайне заинтересован в сотрудничестве с Россией – это освоение космоса. Без поддержки со стороны более опытных соседей КНР вряд ли удастся успешно реализовать свои амбициозные планы в освоении космического пространства, в частности, запуска человека на Луну. России такое сотрудничество также было бы очень полезным, полагают эксперты. «Нам было бы что противопоставить США и Европе, если бы мы объединили свои усилия с Китаем», – говорит г-н Мельников. Однако, предостерегают специалисты, проблема в том, что если Китай за последние два десятилетия ярко продемонстрировал миру свое умение защищать национальные интересы, то Россия, наоборот, показала свое полное бессилие в этом вопросе. Поэтому, для того чтобы экономическое сотрудничество с Поднебесной не обернулось для нашей страны просто очередной продажей «мозгов» и технологий (меняется только направление с западного на восточное), российским чиновникам стоит сначала поучиться у китайских умению отстаивать интересы своей страны.