Антимонопольная служба (ФАС) и Минприроды решили нарушить монополию крупных сырьевых компаний на добычу полезных ископаемых в регионах. Чиновники готовят поправки, которые запретят монополистам разрабатывать новые месторождения на локальных рынках. Компании в ответ грозят перекрыть потоки инвестиций в регионы, а эксперты не исключают передела собственности в отрасли.
Вчера на коллегии ФАС руководитель службы Игорь Артемьев раскритиковал сырьевые холдинги за монополизм. По его убеждению, уровень экономической концентрации в сфере недропользования “очень велик”. Поэтому ФАС совместно с Минприроды хотят пересмотреть антимонопольные правила в отрасли. “Высококонцентрированные структуры не должны получать доступ к новым ресурсам [в регионах], иначе это приведет к еще большей их концентрации, а потом и к злоупотреблению доминирующим положением”, — передает слова Артемьева агентство “Интерфакс”.
“Регионы поделены между несколькими крупными сырьевыми компаниями по сферам влияния, — соглашается источник в Минприроды. — Мелким и средним игрокам, а также компаниям, для которых добыча полезных ископаемых не является профильным бизнесом, не зайти на этот рынок”. По словам чиновника, министерство и ФАС в новых законах о конкуренции и о недрах пропишут нормы, запрещающие участвовать в аукционах на разработку недр компаниям, которым уже принадлежат права на разработку или геологоразведку более 65% запасов ископаемых того же вида в регионе. По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, такие же правила будут прописаны в проекте нового Лесного кодекса, а сам размер “порога монополизма” еще обсуждается. Чиновник аппарата правительства сообщил, что аналогичные поправки “оперативно” внесут и в действующие законы о недрах и о конкуренции. При этом, утверждает источник в Минприроды, участвовать в аукционах монополисты не смогут и через офшорные компании.
Чиновник надеется, что запрет на доступ монополистов к новым ресурсам позволит привлечь в регионы компании, у которых нет связей с местными чиновниками, — это улучшит конкурентную среду и принесет бюджету дополнительные доходы. “Заметная часть месторождений, разыгранных в прошлом на аукционах, не используется, потому что крупные компании набирали их на завтра-послезавтра, а реальных денег на разработку этих ресурсов у них нет”, — утверждает он.
Жертвами борьбы чиновников за конкуренцию могут стать, в частности, “ЛУКОЙЛ” (занимает преимущественное положение в нефтедобыче в Коми и Ненецком округе), “ЮКОС” (Томская область), “Сибнефть” (Ямало-Ненецкий округ) и “Роснефть” (Краснодарский край“), говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Монополистом в добыче газа в том же Ямало-Ненецком округе является “Газпром”. Впрочем, по словам чиновника Минприроды, его поправки вряд ли затронут: “Надо разделять национальные интересы и реальную проблему”. Среди угольщиков, говорит гендиректор “Росинформугля” Анатолий Скрыль, в монополизме можно упрекнуть СУЭК, которая добывает 80% энергетического угля в Канско-Ачинском угольном бассейне. Представитель крупной угольной компании напоминает также, что 100% запасов угля в Тульской области разрабатывает “Тулауголь”.
Компании из черного списка надеются на лучшее. По словам начальника отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадия Красовского, мелкие и средние компании из-за нехватки денег не смогут осваивать “многомиллиардные проекты” и содержать социальную сферу в регионах, где сейчас доминирует крупный бизнес. Красовский уповает на то, что “малый размер” конкурентов станет “естественным ограничителем для привлечения капитала”, а “типичной нишей” работы будут “мелкие или истощенные месторождения”. Представитель СУЭК Иван Слепцов вообще не понимает, на каком основании его компанию можно считать монополистом — она занимает менее 30% угольного рынка России.
Но в Думе предложения ФАС и Минприроды ждет теплый прием. “Всего несколько десятков компаний, в интересах которых работает административный ресурс, формируют основную часть ВВП, — ужасается председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. — [Антимонопольные] поправки положат начало непростому, но справедливому и цивилизованному переделу рынка”. “Пора дать дорогу малым и средним компаниям в этот бизнес”, — соглашается первый зампредседателя комитета по природным ресурсам Александр Беляков.