Новости
Судьба губернаторов будет зависеть от "доверия президента"
Политика | Россия | В России

К 2009 г. губернаторы всех российских регионов могут превратиться в чиновников администрации президента. Остаться без работы они рискуют, например, потому, что глава государства просто перестанет им доверять. Зато начальники, которым Кремль доверяет, смогут править своими регионами неограниченно долго.

Во вторник законопроекты, предполагающие отмену прямых выборов руководителей субъектов Федерации, были внесены в Госдуму. Они были анонсированы Владимиром Путиным 13 сентября в виде ответа на террористические акты, которым подверглась Россия в августе и в сентябре этого года. Путин попросил депутатов рассмотреть поправки в первоочередном порядке. Как пояснил вчера Владислав Сурков, отвечающий в администрации президента за внутреннюю политику, новые правила могут вступить в силу в конце этого — начале будущего года.

Как пишет газета "Ведомости", по новым правилам кандидатура губернатора будет предлагаться президентом и региональные парламенты вправе ее дважды отклонить. В этом случае президент обязан назначить временно исполняющего обязанности губернатора и может — если захочет — распустить непослушное законодательное собрание.

Нынешние губернаторы не могут занимать свой пост больше двух сроков подряд. Для назначенцев президента срок работы не оговаривается. А Сурков заявил вчера, что и полномочий у них будет больше, чем у “всенародно избранных”: например, они смогут координировать деятельность не только местных, но и федеральных органов власти, работающих на их территории.

Новая властная вертикаль будет строиться постепенно. Сурков пообещал, что все губернаторы, избранные по старым правилам, смогут доработать свой срок, так что те, кто победит на выборах в декабре 2004 г., смогут доработать до 2008-2009 гг.

Сейчас губернатор может быть отстранен от исполнения обязанностей в том случае, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Правда, Путин еще ни разу не воспользовался этим правом. Аотрешен от должности губернатор может быть только по решению суда.

Положение “усиленных” губернаторов будет куда более уязвимым. Они могут остаться без работы не только при наличии заведенного на них уголовного дела, но и в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей или “в связи с утратой доверия президента Российской Федерации”.

С формулировкой “утрата доверия” Трудовой кодекс позволяет увольнять только одну категорию работников — тех, кто “непосредственно обслуживает денежные и товарные ценности”, например кассиров или заведующих складом, поясняет директор по персоналу крупной российской компании.

“Утеря доверия президента — абсолютно субъективное основание” для отставки губернатора, констатирует профессор кафедры политических наук РУДН Юлий Нисневич. “Если ни процедура, ни критерии оценки не будут уточнены, можно вместо “утратил доверие” просто писать “разлюбил”, — шутит исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции Александр Шемелев. А губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев выразил надежду, что при прохождении через Думу в законопроект будут внесены более четкие критерии “ненадлежащего исполнения обязанностей”.

Расплывчатость формулировок об отстранении губернатора от должности нужна, чтобы “дать президенту мало чем ограниченное право тасовать губернаторские кадры”, — уверен Ростислав Туровский из Центра политических технологий. Теперь главной задачей губернаторов станет абсолютная лояльность президенту и им не “удастся заигрывать, например, с финансово-промышленными группами”, говорит эксперт.

Вице-спикер питерского Заксобрания, сокоординатор демократической фракции СПС и “Яблока” Юрий Гладков говорит, что предлагаемые президентом основания для отставки могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. По мнению независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова, неконституционны сразу несколько положений законопроекта. А заведующий сектором Института государства и права Алексей Автономов считает, что президентские поправки вообще не стыкуются с Конституцией. “В Конституции четко говорится, что органы власти субъектов Федерации формируются самостоятельно на основе федерального и регионального законодательств, — поясняет Автономов. — А в поправках решающее слово в определении нового губернатора остается за президентом”.