Вопреки заявлениям президента, силовики все же «выбили» себе дополнительное увеличение финансирования. В среду вечером депутаты Госдумы одобрили в первом чтении проект бюджета на 2005 г. Рост расходов, в основном, за счет финансирования силовиков и отказ от выпуска еврооблигаций на 2,5 млрд долл. – вот и все, чем принятый проект отличается от исходного варианта. Причем, о росте расходов на силовой блок еще на 10 млрд руб. стало известно накануне рассмотрения проекта бюджета в Госдуме, вопреки недавним заявлениям президента о том, что силовикам будет «вполне достаточно» и без того увеличенных по сравнению с летним вариантом ассигнований.
Несмотря на это, общий рост расходов оказался невелик, и в целом эксперты считают проект бюджета достаточно консервативным. Однако, по их мнению, неуклонное перераспределение налоговой нагрузки на сырьевиков все больше усиливает зависимость бюджета (именно бюджета, а не экономики в целом) от нефтяного сектора. И если в 2005 г. проблемы с бюджетом практически исключены при любой цене на нефть, то в будущем «завышенные ожидания» по нефтяным доходам могут сыграть с правительством злую шутку.
В первом чтении депутаты рассматривали основные макроэкономические параметры бюджета. Согласно одобренному Госдумой варианту его доходы в 2005 г. составят 3,326 трлн руб., а расходы – 3,047 трлн руб. «Поиграть в политику» при рассмотрении бюджета у депутатов не получилось. Фракции «Родина» и КПРФ отказались голосовать за бюджет из-за претензий к финансированию сельского хозяйства и социальной сферы. Впрочем, логика оппозиционеров не совсем понятна – разбивка расходов бюджета по разделам рассматривается только во втором чтении и имеет лишь косвенное отношение к принятому в среду документу. Не было и так широко разрекламированного в прошлом году «нулевого чтения». Накануне парламентских выборов правительство многократно консультировалось с основными фракциями Госдумы и корректировало бюджет в соответствии с их пожеланиями.
На этот раз проект хоть и менялся, но незначительно, да и то при минимальном участии депутатов. «Дума сейчас более консолидирована, и в этом нет необходимости, выборов ведь нет, – сказал управляющий директор ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. – В прошлый раз «нулевое» чтение было связано с партийными делами – чтобы все были удовлетворены».
По сравнению с первоначальным вариантом проекта, основные параметры бюджета изменились незначительно. «Проект изменился в части внешнего финансирования. В первоначальном варианте планировался выпуск еврооблигаций на сумму 2,5 млрд руб., теперь его нет, – сказала RBC daily аналитик Экономической экспертной группы Александра Смирнова. – Расходы увеличились с 2,6594 трлн руб. в исходном варианте до 3,0479 трлн руб. в принятом. При этом процентные расходы (на обслуживание внешнего долга) даже снизились за счет изменений курса доллара. А непроцентные расходы выросли за счет силового блока».
По мнению экспертов, такое увеличение расходов не слишком портит общее впечатление от бюджета. «В целом это и достаточно разумный, и достаточно консервативный бюджет. Конечно, есть риск негативных изменений, изменения внешней конъюнктуры, но он не столь велик, – говорит Евгений Гавриленков. – Радует, что, несмотря на рост расходов по известным статьям, мы не видим существенного роста общих расходов год от года, и это хорошо». Однако проект вызвал у аналитиков и кое-какие вопросы.
«Есть методологические претензии к Минфину, к качеству предоставляемой им статистики. Так, в новом бюджете не указана сумма возмещения НДС. В предыдущих проектах такая цифра всегда была, – отмечает Александра Смирнова. – Я не считаю, что это плохо с точки зрения прозрачности, в любом случае, эта статья не очень адекватно отражала объемы возмещения. Плохо то, что ее нет вообще: чтобы избавиться от несоответствий в статистике, ее просто решили убрать с глаз долой». Кроме того, говорит аналитик ЭЭГ, хотелось бы иметь в основных параметрах более подробную разбивку по внешнему финансированию. Евгений Гавриленков отмечает, что в следующем году странным образом сочетаются финансирование дефицита ПФР из средств Стабилизационного фонда и выпуск внутренних займов.
«Я вообще не очень положительно отношусь к финансированию дефицита ПФР. Во-первых, он, скорее всего не возникнет, а если и возникнет, то не в таких объемах, как предсказывает правительство», – говорит г-н Гавриленков. На эти цели в следующем году предусматривается выделение около 80 млрд руб. «Парадокс в следующем: при том, что государство собирается занимать деньги на внутреннем рынке, тот же ПФР станет одним из основных покупателей этих бумаг, – отмечает он. – И по оценкам специалистов, сумма, которая придет в ПФР на накопительную часть пенсий и которую он сможет потратить на покупку бумаг, будет сопоставима с тем финансированием, что намерено выделить правительство. То есть государство, по сути, занимает деньги из накопительной части пенсий».
Но главные претензии экспертов к Минфину связаны с ценами на нефть, точнее, с той растущей ролью, которую они играют в бюджете 2005 г. «Основное впечатление: налоги снижены до такого состояния, что при базовой цене нефти в 20 долл. за баррель бюджет не был бы сбалансирован – иными словами, сейчас мы проедаем нефтяные деньги», – говорит Александра Смирнова. По мнению Евгения Гавриленкова, проблем с бюджетом и макроэкономикой в 2005 г. не видно ни при каких обстоятельствах. «Даже если цены на нефть будут существенно ниже запланированных в бюджете 28 долл. за баррель, проблем не будет, так как в этом году будет очень велик профицит и объем Стабилизационного фонда, – говорит управляющий директор «Тройки Диалога». – Вице-премьер Александр Жуков прогнозировал, что к концу года объем фонда достигнет 600 млрд руб. Думаю, в итоге он будет еще больше и сможет легко дойти и до 700, и до 800 млрд руб.». Таким образом, ресурсов будет очень много, что позволит избежать проблем в 2005 г.
«Но есть более долгосрочные опасения: налоговая реформа и повышение налогообложения добывающих отраслей – в первую очередь нефтяников – сделали не экономику, а бюджет как никогда зависимым от цен на нефть, – объясняет г-н Гавриленков. – Цена на нефть, при которой бюджет 2005 г. (без учета остатков 2004 г.) будет дефицитным, составляет 23-24 долл. за барр. В нынешнем году она составляла 20 долл., а предыдущие годы была еще ниже». Это говорит о потенциальных проблемах в будущем. «Если, например, произойдет технологическая революция, или в Ираке все внезапно нормализуется, то цена на нефть резко упадет, и тогда снизить уровень расходов будет сложнее, – отмечает он. – В любом случае, это не проблема 2005 г. Она может вообще не возникнуть, если нефть навсегда останется дорогой. Но один из законов Мерфи гласит: «Все, что идет вверх, рано или поздно пойдет вниз».