Жюри VIII Фестиваля телевизионных программ и телевизионных фильмов "Золотой Бубен" определило победителей во всех номинациях. Итоговый протокол был подписан в среду поздно вечером в штаб-квартире фестиваля в Ханты-Мансийске. Имена обладателей гран-при и лауреатов будут объявлены через несколько часов на церемонии закрытия "Золотого Бубна". Накануне члены жюри и организационного комитета фестиваля поделились с журналистами некоторыми деталями своей работы и впечатлениями о фестивале.
Ваша оценка VIII фестиваля. Что получилось, а что нет? Планы на будущее.
Любовь Корнеева, президент Фонда развития телевидения "Золотой Бубен" /г. Ханты-Мансийск/: На фестиваль съехались люди со всех уголков России. Были и представители зарубежных стран. 250 конкурсных работ - это, на мой взгляд, очень хороший результат Кому-то эта цифра покажется небольшой, но жизнь доказывает, что дело не в количестве, а в качестве. А относительно планов на будущее, то, во-первых, хочется, чтобы IX "Золотой Бубен" состоялся. Если все получится, мы пригласим на следующий фестиваль не только конкурсантов, номинантов, но и героев их работ.
Были ли представлены на рассмотрение жюри работы, вызвавшие наибольшее разногласия, споры?
Владимир Герчиков, председатель жюри, кинорежиссер, драматург /г. Москва/: Какой-то жестокой битвы мнений с физическими или материальными потерями не было. Я, как председатель жюри, полагаю, что все разногласия надо спокойно убирать еще в процессе обсуждения. Итогом должно стать единое мнение по всем вопросам. Мне кажется, что разногласия - это не только показатель высокого и равного уровня работ, но и показатель работы жюри.
Игорь Шадхан, режиссер, кинодокументалист /г. Санкт-Петербург/: Владимир Ермиевич кое-что скрыл. Баталии, конечно, были. Это естественно. Мы не просто спорили, это был обмен мнениями о будущем телевизионного искусства. К примеру, работы, которым присуждены гран-при, рассматривались нами и с такой точки зрения: а что это дает, а есть ли здесь подушка, основа для дальнейшего развития. Это был по-настоящему творческий разговор людей, которые сами что-то сделали, но, тем не менее, озабочены будущим. Мне кажется, что жюри многое почерпнуло и для себя.
Насколько бюджет конкурсных работ влиял на их качество?
Леонид Павлючик, редактор отдела культуры газеты "Труд" /г. Москва/: Есть некая экранная реальность, есть некий художественный мир, который возникает на экране. Это было для нас и главенствующим, и определяющим. Мы не знали, каков бюджет той или иной программы, фильма. Никто не присылал с кассетой смету расходов. Есть миф очень устойчивый, что качество продукта - телевизионного, кинематографического, напрямую зависит от бюджета. Все это чушь и ложь. Можно на огромный бюджет снять равно как выдающийся, так и ничтожный фильм. Можно со скромным бюджетом сделать что-то небольшое по формату, но абсолютно гениальное по результату. Поэтому мы, в первую очередь, судили этот художественный результат, чистоту, ясность и глубину намерений, и, по моему, пришли к некоему внятному консенсусу.
Григорий Франк, профессор, заведующий кафедрой телевизионного искусства Государственного университета кино и телевидения /г. Санкт-Петербург/: Полностью подписываюсь под тем, что было сказано, но с позиции телезрителя. Сколько стоит, какими средствами снято, на каких станциях монтировалось, мне, как телезрителю, абсолютно безразлично. Стоимость картины меня волнует также, как независимость Гондураса. Разве можно делать оценку по цифре на чеке.
Михаил Дегтярь, главный редактор редакции специальных репортажей ТК ТВЦ /г. Москва/: Для закрытия темы отмечу, что в одной из номинаций жюри решило дать гран-при сначала работе, которая стоит более 40 тысяч долларов, а потом….
Владимир Герчиков: Ни слова больше!
Что для вас есть "национальный характер"? Какими критериями оценивались работы, включенные в эту номинацию?
Владимир Герчиков: Если звучит слово характер, то это уже все определяет. Если есть в произведении характер, значит есть в нем индивидуальный образ. Главный критерий для включения в любую номинацию – талант. Талант он может выразиться любым способом.
Игорь Шадхан: "Национальный характер" - одна из самых интересных номинаций. Успех в ней определяется умением показывать характер, отходя, скажем, от внешних чисто исторических проявлений, театрализованных представлений. Мне кажется, чтобы понять национальный характер нужна некая придумка, которая выразит национальный характер в очень житейских вещах, а не в демонстрации действия в национальных костюмах. К сожалению, таких фильмов было мало.
Отчего жюри устало?
Владимир Герчиков: А кто сказал, что мы устали?
Леонид Павлючик: На самом деле было очень интересно работать. Мы начинали в 9-10 утра и заканчивали в 9-10 вечера. Была нормальная человеческая усталость, но, при этом, был жгучий интерес у меня и у моих коллег к тому, что происходит на экране.
Игорь Шадхан: К работе жюри нужно относится не как к людям, которые знают сколько каждая работа заслуживает баллов. Есть работы, и их было много, которые тебя волнуют. Есть работы, в которых ты сам задумываешься. На самом деле, мы уставали, когда было много по-настоящему творческих работ. Уставали, потому что переживали, думали, откликались. Усталость наша была творческая.
Насколько возросло качество работ по сравнению с предыдущими фестивалями?
Григорий Франк: Я приехал уже в шестой раз на фестиваль. Когда меня впервые пригласили принять участие в "Золотом Бубне", я долго "чесал в затылке". Я не профессиональный "фестивальщик" и очень не люблю категорию людей, которые приезжают судить. Если ты имеешь смелость судишь, - сядь на место конкурсанта и покажи свое мастерство. Большинство "фестивальщиков" этого не умеют.
Игорь Шадхан: Кто не умеет?!
Григорий Франк: Не о тебе речь, Игорь… Ну так далее, я очень осторожно отнесся к приглашению, поскольку после работы в 26 странах мира сомневался, что фестиваль в Ханты-Мансийске меня чему-то научит. В конце концов, я согласился и когда приехал сюда, даю честное слово, было мне безумно стыдно за себя. Уши и щеки горели несколько дней за высокомерие жителя большого города. Я увидел работы, которые нам в Питере и не снились. Я не льщу.
Говоря о сегодняшнем положении дел, - два года подряд я не видел творческого роста в конкурсных работах, но то что в этом году мы посмотрели - это на две головы выше прошлогоднего уровня. Совершенно разительный скачек. Великолепный рост. Я уеду отсюда с очень тяжелыми впечатлениями – сердце болит. Я многое знал, но много не видел. Я увидел, как умирает 12-летний мальчик, которому неверно сделали наркоз, как страдают отец и мать у которых в Чечне друг за другом погибли оба сына, как старушка не может пройти по практически вертикальной улице, куда ни скорая, ни, упаси Бог, пожарная команда не проедут. Я несколько дней спрашиваю себя – где же я живу?
В Питере все новости про заседания думы, выступления градоначальников, поддержку народа. Это уже никто не смотрит. Здесь я увидел другое. И за это вам огромное спасибо. Я увезу с собой целый ряд работ и покажу их студентам санкт-петербургского Университета кино и телевидения, прежде своего – журналистам. И у нас на студии покажу – посмотрите, как надо делать телевидение.
Вопрос представителю анимационного искусства. Насколько, на ваш взгляд художника-мультипликатора выразительны вещи, которые были представлены на фестивале?
Александр Татарский, кинорежиссер, сценарист, продюсер, художественный руководитель анимационной студии "Пилот" /г. Москва/: Я не специалист в области телевидения, а, все-таки, мультипликатор. Но мой взгляд был свежий. Не хочу показаться снобом, но я был настроен к худшему, однако оказался приятно удивлен фестивалем также, как и видом самого Ханты-Мансийска. Есть очевидные расслоения – кто-то совершил скачек и работает весьма профессионально. Если бы я не знал, где сделаны некоторые работы, то подумал бы, что на центральных каналах. Здесь даже не вопрос техники, это вопрос отношения автора к самой картинке.
Извините за чудовищную банальность, но "искусственное" и "искусство" – однокоренные слова. Мы делаем искусственное изображение. Даже в хроникальных фильмах все должно быть выстроено. Кто-то это делает, а кто-то, к сожалению, такой целью не задался и стал очевидным аутсайдером. Скажем, с номинацией "Видео-арт" у вас большие проблемы – "видео" было, "арта" – нет. Сложно сказать, кто должен решать эту проблему. Утверждать, что оператор где-то недорабатывает – это неправильно. Больше всего не хватало работы сценариста и режиссера – если оператору ставится точная задача, то его квалификации хватит. Вопрос не в том, что кто-то не умеет снимать, а в том, что кто-то не очень-то придумал как снимать.
В прошлом году в мультипликационной номинации были представлены слабые работы. В этом году этой номинации вообще нет…
Александр Татарский: Это не есть тайна - отборочная комиссия не выделила работы в этой номинации. Члены жюри, на всякий случай, посмотрели отвергнутые работы еще раз и развели руками. Ген, бацилла этой очень штучной специфической работы, требующей особых уникальных знаний, к сожалению, на "Золотой Бубен" пока не занесен. Мультипликация с традициями - это удел пока всего нескольких точек нашей страны.
Как вы относитесь к свободе героя фильма, вызванную воздействием алкоголя?
Владимир Герчиков: Скажу честно, я в своей практике иногда этот метод тоже применял. Вопрос в количестве огненной воды и в том, характерно ли ее употребление для героя фильма или я спаиваю младенца. В третьих, если ты это употребляешь, то уже как-то не очень хорошо.
Игорь Шадхан: Я никогда в жизни не прибегал к помощи спиртных напитков и являюсь категорическим противником этого метода. Здесь мы расходимся во мнениях с Владимиром Ермиевичем, но это не значит, что я прав.
Александр Татарский: Мы обязательно попробуем в мультипликации этот метод воздействия на героя.
Общее впечатление от просмотренных работ и пожелания участникам фестиваля.
Владимир Герчиков: Один хороший человек сказал, что жизнь замечательна, когда ее замечаешь. У меня складывается впечатление, что вы – представители регионального телевидения, замечаете жизнь гораздо подробнее, точнее, острее. И она вас каким-то образом завораживает, что незаметно на центральных каналах. Дай Бог вам действовать дальше так же. Не стремитесь быть похожими на кого-то, а стремитесь понять, в каком мире вы живете и передайте нам ваши ощущения. И будьте смелыми. Мне кажется, наши положительные впечатления от "Золотого Бубна" продиктованы не только талантливыми работами, но и очень смелыми работами.