Новости
АвтоВАЗ озаботился качеством своих автомобилей
Экономика | Россия

В 2005 г. «АвтоВАЗ» планирует значительно снизить количество замечаний к автомобилям Lada в период их гарантийного обслуживания. В результате, как следует из сообщения на сайте ladaonline.ru, по окончании этого года ведущий российский автопроизводитель хочет уменьшить статистику поломок своих машин в гарантийный период по сравнению с 2001 г. ровно наполовину.

Сделать это планируется главным образом за счет ужесточения требований к поставщикам комплектующих, а также за счет улучшения функционирования системы контроля качества на всех этапах производства, уже внедренной на предприятии. Эксперты положительно воспринимают инициативу «АвтоВАЗа», но вместе с тем отмечают, что в перспективе «АвтоВАЗу» было бы логично повышать качество не столько автомобилей Lada, сколько продукции СП «GM-АвтоВАЗ».

Минувший год был успешным для «АвтоВАЗа». Предприятию впервые удалось произвести за год более 1 млн автомобилей: было выпущено 718 тыс. готовых автомобилей и 304 тыс. машинокомплектов. При этом, по данным пресс-службы завода, усилия «АвтоВАЗа» сосредоточены не только на наращивании количества автомобилей, но и на повышении их качества. Ранее, в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000, который предусматривает четкое планирование дальнейшей работы над качеством, «АвтоВАЗ» поставил перед собой задачу снизить в период с 2002 по 2005 гг. число замечаний в гарантийный период на 50%. К какому именно количественному показателю стремится прийти предприятие, выяснить не удалось, поскольку на момент завершения статьи комментариев от представителей «АвтоВАЗа» получено не было.

Между тем известно, что работа по повышению качества автомобилей ведется по двум основным направлениям. Во-первых, производитель предъявляет высокие требования по качеству к производителям комплектующих. Обязательным пунктом контрактов, заключаемых с поставщиками, является наличие у них системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ИСО 9001:2000, а в ближайшем будущем – и ИСО/ТУ 16949, потому что освоение этого стандарта является очередным этапом совершенствования системы менеджмента качества ОАО «АвтоВАЗ». Во-вторых, на «АвтоВАЗе» это система управления качеством, согласно которой контрольные операции равномерно распределены по всей технологической цепочке (ранее при контроле качества автомобилей основной акцент делался на проверку уже готовой продукции). На предприятии отмечают, что проведенные в 2004 г. мероприятия по улучшению качества потребовали существенных вложений средств. При этом инвестиции опережали имевший место в тот же период рост отпускных цен. А работа по повышению качества продукции «АвтоВАЗа» уже дала неплохие результаты. По сообщению пресс-центра завода, в 2004 г. количество замечаний к автомобилям Lada в гарантийный период снизилось на 12% по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: в 2003 г. этот показатель соответствовал 10%. На предприятии отмечают, что конечной целью улучшения качества продукции является увеличение доверия покупателей и, как следствие, увеличение продаж автомобилей.

В «АСМ-Холдинге», специализирующемся на анализе российского автомобильного рынка, инициативу «АвтоВАЗа» воспринимают позитивно, но отмечают, что предприятию нужно еще постараться для того, чтобы свести брак в новых автомобилях к минимуму. «Проблема поломок новых машин «АвтоВАЗа» комплексная. Их причиной в одинаковой степени могут быть и бракованные комплектующие, и качество сборки. В связи с этим можно только приветствовать стремление автопроизводителя улучшить качество машин сразу на нескольких этапах. В частности, известно, что на сегодняшний день «АвтоВАЗ» предъявляет к своим дилерам очень высокие требования по предпродажной подготовке автомобилей, что очень важно, – отмечает в беседе с корреспондентом RBC daily Виктор Пашков, начальник аналитического отдела «АСМ-Холдинга». – Есть и еще один фактор, неизбежно и в лучшую сторону влияющий на качество. Значительную часть выпускаемой «АвтоВАЗом» продукции составляют автомобили десятого семейства, собираемые на достаточно современных линиях, а на подходе массовый выпуск еще более технологичной «Калины». То есть число поломок машин в гарантийный период, возможно, будет сокращаться еще и из-за того, что с каждым годом все большее число вазовских автомобилей станет производиться на несколько ином, лучшем технологическом уровне (и по качеству комплектующих, и по качеству сборки), чем это было несколько лет назад. Конечно, не факт, что число поломок в новых автомобилях в результате будет радикально сокращено в ближайшее время, но в целом дела с повышением качества автомобилей у «АвтоВАЗа», несомненно, движутся в лучшую сторону». В ИК «Проспект» высказывают аналогичную точку зрения и отмечают, что приоритетной задачей «АвтоВАЗа» должно стать повышение качества автомобилей «GM-АвтоВАЗ». «Если говорить о будущем, то «АвтоВАЗу» в первую очередь было бы логично сосредоточиться на повышении качества продукции СП «GM-АвтоВАЗ», поскольку конкуренция в сегменте иномарок российской сборки будет только расти», – комментирует RBC daily ситуацию Ирина Ложкина, аналитик ИК «Проспект».