70-е годы для нашей страны стали годами освоения Тюменского Севера. К моменту
освоения нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири наземных путей
сообщения практически не было. Основным видов доставки грузов на Север Тюменской
области являлся речной – по Иртышу и Оби. С наступлением морозов использовались
зимники, однако для интенсивно возрастающих перевозок, этого было явно
недостаточно.
Строительство железной дороги было признано единственно
возможным путем решения транспортных проблем, связанных с освоением центральной
части Западной Сибири.
В итоге в 1966 году началось строительство стальной магистрали от Тюмени до Сургута протяженностью 700 километров, а уже в январе 1978 года в связи со сдачей в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Демьянка – Сургут было решено организовать Сургутское отделение Свердловской железной дороги с местом нахождения аппарата отделения на станции Сургут.
Железнодорожная инфраструктура Сургутского отделения с каждым годом развивалась, в 1980 году был принят в постоянную эксплуатацию участок Сургут – Нижневартовск, в начале 1984 года – участок Ульт-Ягун – Ноябрьская, в декабре того же года Ноябрьская – Пурпе, два года спустя в 1986 году участок Пурпе – Сывдарма. И в январе 1991 года сдан в постоянную эксплуатацию участок железной дороги Сывдарма – Коротчаево. Сейчас протяженность железнодорожных путей отделения составляет 1284,7 километров.
Сургутское отделение обеспечивает транспортное сообщение на территории трех субъектов РФ: Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
На сегодняшний день в структуру Сургутского отделения входят 4 дистанции
пути, оснащенные мощной высокопроизводительной техникой, позволяющей вести как
строительство, так и текущее содержание рельсовой колеи, 3 дистанции
сигнализации и связи, обеспечивающее надежное информационное обеспечение
перевозочного процесса, локомотивное депо, вагонное депо, подразделение по
материально-техническому снабжению.
Сургутское отделение обслуживает более
200 подъездных путей предприятий топливно-энергетического комплекса. В структуре
погрузки отделения нефтепродукты составляют более 85%.
За годы работы сложились хорошие партнерские отношения между железнодорожниками и представителями нефтегазовых объединений. Это, прежде всего: ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Сургутгазпром" /ЗСК/, ОАО "Тюменская нефтяная компания", ООО "Газпромтранс", и многие другие предприятия, расположенные на территории двух автономных округов.
Так же к своему 27-летию на Сургутском отделении отмечается стабильный рост
пассажирооборота за счет ввода поездов дальнего следования. В прошедшем 2004
году через Сургутское отделение проследовало почти 500 тысяч
пассажиров.
Кроме того, большое внимание руководство Сургутского отделения и
Свердловской железной дороги в целом уделяет социальным вопросам. Так в
2004 году на базе отделенческой больницы на станции Сургут для железнодорожников
открылось новое отделение восстановительного лечения, а в декабре в локомотивном
депо после капитального ремонта открылась столовая. Об этом сообщает служба по
связям с общественностью Свердловской железной дороги - филиал ОАО
"РЖД".