Нефтяная компания ТНК-BP решила вступить в открытый спор с налоговыми органами, которые минувшей осенью предъявили ей претензии на сумму около 2,5 млрд руб. Накануне в Арбитражном суде Москвы был принят к производству иск компании, в котором оспариваются итоги налоговой проверки «Тюменской нефтяной компании» за 2001 г. По некоторым данным, основные слушания назначены на февраль.
Как отмечают юристы, факт подачи иска означает, что ТНК-BP не удалось договориться с налоговиками в досудебном порядке, как на то надеялись представители компании. По их мнению, велика вероятность того, что возражения нефтяников останутся без удовлетворения, однако инициировать разбирательство требует от них корпоративная этика. Компания, возможно, и хотела бы отдать государству эти деньги, как в свое время сделал «ЛУКОЙЛ», заподозренный в минимизации налогов при помощи байконурской схемы, однако это было бы расценено как косвенное признание своей вины, что повредит имиджу британского акционера компании. Впрочем, эксперты не опасаются, что, последовав примеру ЮКОСа, ТНК-BP рискует оказаться в похожем с ним положении.
Налоговые претензии к ТНК-BP появились в первой половине ноября 2004 г. в результате проверки деятельности ОАО «Тюменская нефтяная компания» за 2001 г. Размер требований налоговых органов составил около 2,5 млрд руб. (90 млн долл.) без учета штрафов и пени. При этом налоговые органы отмечали, что ТНК-BP не использовала схемы минимизации налогов через ЗАТО. По информации налоговых органов, компания, в частности, применяла схему, когда при финансировании съемок национального фильма предоставляется право на налоговые льготы. Как сообщали представители компании, ТНК-BP собиралась предъявить чиновникам свои возражения по поводу акта проверки и урегулировать проблему с налогами в досудебном порядке.
Однако вчера стало известно, что ТНК-BP все же подала иск в Арбитражный суд Москвы, в котором оспариваются итоги налоговой проверки за 2001 г. По словам источника в компании, рассмотрение иска запланировано на февраль. Прошло первое по этому делу заседание суда, на котором по просьбе представителей налоговых органов судья принял решение о переносе основных слушаний. Окончательная сумма налоговых претензий, оспариваемых компанией, не уточняется. Пресс-секретарь ТНК-BP Владимир Бобылев не стал более подробно комментировать RBC daily информацию об иске своей компании, подтвердив, что он был подан «совсем недавно». При этом он не смог уточнить, легли ли в основу иска подготовленные компанией возражения на первоначальные претензии налоговиков, или же обращение в суд понадобилось уже после того, как протесты ТНК-BP были отклонены. Юрист ИК «Проспект» Эльдар Назмутдинов уверен, что факт подачи иска означает, что либо возражения ТНК-BP налоговыми органами были не приняты вовсе, либо приняты не в полном объеме. «Очевидно, что в досудебном порядке компании не удалось договориться с налоговой службой», – сказал он RBC daily.
Решение поспорить с налоговыми органами в суде должно было быть нелегким для компании, считают эксперты. С одной стороны, перед ее руководством был пример ЮКОСа, который поплатился за свою несговорчивость с властями потерей «Юганскнефтегаза». С другой стороны, в российской практике есть пример того, как претензии налоговиков были удачно урегулированы до суда. В 2002 г. «ЛУКОЙЛ» добровольно доплатил в бюджет сопоставимую с претензиями к ТНК-BP сумму после того, как правительство запретило использовать байконурскую схему для уменьшения налогов и начало оспаривать законность использования компанией этих схем.
«Возможно, ТНК-BP и хотела бы выплатить эти деньги, не доводя дело до суда, однако западная компания попросту не может позволить себе этого. Такие действия – косвенное признание своей неправоты», – сказал RBC daily аналитик по нефти ИК «АТОН» Дмитрий Лукашов. «Эта сумма не является критичной для ТНК-BP. Скорее всего, компания приняла решение обратиться в суд из соображений корпоративной этики, а не для того чтобы постараться уменьшить объем претензий», – соглашается с ним аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин.
Эксперты не уверены, что компании удастся отстоять свою правоту в суде. Дмитрий Лукашов оценивает шансы ТНК-BP и налоговых органов выиграть дело в суде как примерно равные, учитывая недостаток информации по существу иска нефтяников. «Вполне возможно, что в итоге компании придется заплатить сумму налоговых претензий целиком», – соглашается с ним Максим Шеин.
Впрочем, специалисты не торопятся сгущать краски вокруг налоговых проблем компании. По их мнению, они вряд ли будут сопоставимы с бедами, которые свалились на голову руководства ЮКОСа. «Риски ведения бизнеса в России учитываются в рейтингах всех компаний, в том числе и ТНК-ВР, и сдерживают возможности повышения рейтинга выше категории «ВВ» (в которой, собственно, и находится рейтинг ТНК-ВР). В то же время на сегодняшний день мы не видим никаких признаков того, что ТНК-ВР или какая-либо другая компания стала объектом селективного суверенного вмешательства a-la ЮКОС, – сказала RBC daily аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. – Поэтому в ходе дела ЮКОСа ни один рейтинг, кроме самого ЮКОСа и «Сибнефти», не был понижен».
А по мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Марии Радиной, в пользу ТНК-BP говорит тот факт, что компания приняла решение провести корпоративную реструктуризацию, которая закроет возможности для трансфертного ценообразования, и компания станет платить налоги в России. «Создание «ТНК-BP Холдинга» можно рассматривать с точки зрения снижения возможных рисков, – считает она. – Компания отказывается от прежней практики минимизации налоговых отчислений и использования оффшоров в качестве центра прибыли.
Это принятие новых правил игры, которые стали более или менее очерчиваться в последний год. ТНК-BP будет платить налоги на территории России, при этом права миноритарных акционеров группы не будут ущемлены. В условиях одобрения со стороны государства реструктуризации ТНК-BP совокупность этих факторов должна создать благоприятную среду деятельности для новой компании».