Потеря “Юганскнефтегаза” обернулась для “ЮКОСа” практически полной остановкой экспорта. Его основной трейдер Petroval уведомил покупателей нефти о том, что не может исполнять свои обязательства, сославшись на утрату “Юганска” как на форс-мажор.
Гендиректор Petroval Джон Лаш рассказал “Ведомостям”, что в среду компания отправила некоторым своим клиентам письма, в которых сообщила об отказе от исполнения своих обязательств по поставке нефти “ЮКОСа”. “Petroval объявила о форс-мажорной ситуации в связи с прекращением поставок нефти с “Юганскнефтегаза”, — пояснил Лаш. Главный актив “ЮКОСа”, на который приходилось около 60% его добычи, в декабре был продан на аукционе за налоговые долги материнской компании. Сейчас владельцем “Юганска” является государственная “Роснефть”.
Кому именно Petroval перестала поставлять нефть, Лаш не сказал, сославшись на конфиденциальность договоров. Среди клиентов трейдера зампред правления “ЮКОСа” Александр Темерко назвал венгерскую MOL и крупнейший польский нефтеконцерн PKN Orlen. Кроме них Petroval поставляла нефть по долгосрочным договорам практически всем крупнейшим мировым компаниям — BP, Shell, ExxonMobil и др., добавляет другой источник в руководстве “ЮКОСа”.
Польская компания перестала получать от Petroval нефть “ЮКОСа”, подтвердил представитель PKN Orlen. Эта компания пообещала добиваться от Petroval и “ЮКОСа” выполнения контрактом “используя все юридические возможности”. Комментарии MOL получить не удалось, но трейдер крупной российской нефтяной компании утверждает, что MOL получила от Petroval уведомление о форс-мажоре. “Нам ничего об этом [заявлении Petroval] не известно”, — сказал представитель ExxonMobile в России Гленн Уоллер, а Дэвид Николас из BP заявил, что компания “не комментирует торговые операции”.
В свои лучшие времена “ЮКОС” активно пытался закрепиться на восточноевропейском рынке. В 2002 г. он заключил контракт с PKN Orlen на поставку 31 млн т нефти в течение семи лет. А венгерской MOL “ЮКОС” с января 2004 г. должен в течение 10 лет поставлять по 7,2 млн т в год. Теперь эти контракты под угрозой срыва, а зарубежные партнеры уже ищут замену “ЮКОСу”.
“[В связи с продажей "Юганскнефтегаза"] "ЮКОС" в этом году практически прекратил поставки нефти на экспорт, — говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. — Его экспортные объемы были замещены другими крупными нефтяными компаниями”. Поэтому чиновники спокойно отреагировали на срыв контрактов. “Это не повлияет на общие параметры экспорта нефти из России”, — говорит представитель Минпромэнерго.
Вчера MOL объявила о заключении с трейдером “ЛУКОЙЛа” — LITASCO пятилетнего соглашения на поставку 5 млн т нефти в год в Венгрию и Словакию. LITASCO давно работает с венграми, и этот контракт — часть глобального соглашениея о сотрудничестве, говорит сотрудник нефтетрейдера. “Ситуация с "ЮКОСом" помогла договориться с MOL на выгодных условиях”, — признает источник, близкий к “ЛУКОЙЛу”.
Выпускающий редактор NefteCompass Даг Рольфс считает, что выполнять обязательства “ЮКОСа” может новый владелец “Юганска” — “Роснефть” через своих трейдеров. Один из аналитиков рынка нефти говорит, что госкомпания продает свою нефть в основном через Gunvor International (по данным Dow Jones, эта компания сменила название на Clearlake).
Но “ЮКОС” предсказывает “Роснефти” скорые проблемы. По словам Темерко, выручка от продажи нефти Petroval выступала обеспечением по кредитам на общую сумму $2,6 млрд, которые западные банки выдали “ЮКОСу”. Гарантом по этим кредитам является “Юганскнефтегаз” и теперь правление “ЮКОСа” и банки-кредиторы намерены объявить о банкротстве Petroval, чтобы подавать иски к “Роснефти” в международные суды, рассказывает источник, близкий к Petroval.
Швейцарская Petroval на 100% принадлежит Yukos Finance BV (Нидерланды), экспортирует большую часть продукции “ЮКОСа”. В 2003 г. продала 84% экспортированной “ЮКОСом” нефти (36 млн т) и 78% нефтепродуктов (14 млн т), выручив за них около $11 млрд.