Новости
У власти и общества все меньше точек соприкосновения
Политика | Россия

В пятницу представители кабинета министров оправдывались перед депутатами Госдумы за провал монетизации льгот. «Нашу работу оценит президент, – заявил министр финансов Алексей Кудрин. – Допущенные ошибки подставили и президента, и Госдуму в той части, в которой решения требовали исполнения в быстрой корректировке. Я признаю: мы несем ответственность, и в этой части будут приняты соответствующие решения».

Между тем создается впечатление, что протесты против монетизации льгот стали лишь поводом для всех, кто хочет выразить свои претензии к государству. Так, в четверг на заседании правительственного совета по конкурентоспособности «бунт» подняли и бизнесмены. Даже глава «Северстали» Алексей Мордашов, известный своей подчеркнутой лояльностью власти и дистанцированностью от политики, заявил о необходимости обуздать налоговиков и не дать государству «подмять бизнес». А провал экономических показателей уже в первые недели года вообще создает впечатление потери контроля над страной со стороны властей. При этом кадровые перестановки в правительстве ничего не решат – ибо правительство уже давно не является центром принятия решений. Изменить ситуацию может только смена стратегии Кремля – однако пока налицо лишь усиление позиции «силовиков», ратующих за авторитарные и жесткие методы, пишет RBC daily.

Пока глава Минфина Алексей Кудрин и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов держали ответ перед Думой, эксперты констатируют, что правительство понемногу теряет контроль над экономикой. Во всяком случае, пока только над ней. Так, инфляция только за первые 17 дней января составила астрономические 1,9% при годовом плане в 8,5%. Экономисты наперебой предлагают апокалиптические прогнозы: некоторые ожидают, что инфляция за 2005 год достигнет 14-16%, иные предсказывают, что экономический рост за год не превысит 2%. Даже самые оптимистичные из них не ждут, что инфляция будет ниже 11%, – а это говорит о том, что планы правительства даже после провала экономических прогнозов на 2004 год по-прежнему остаются неадекватными. Масла в огонь подлило и решение правительства о расходовании средств Стабилизационного фонда для осуществления дополнительных выплат пенсионерам и льготникам, «вставшим на дыбы» по всей стране. «Решение о том, чтобы удовлетворить требования протестующих за счет стабфонда – это и есть утрата контроля над экономикой, – сказала RBC daily эксперт Московского Центра Карнеги Мария Липман. – Очень существенно то, как власти реагировали на протесты. Власть не сумела предвидеть реакцию на проводимые ею реформы, а это неотъемлемая часть принятия стратегических решений. Это говорит о том, что компетенция государственного управления находится на нижайшем уровне».

Неудивительно, отмечает Мария Липман, что при виде такого непрофессионализма руководства страны многие группы влияния начинают заявлять власти свои интересы – воодушевленные тем, как легко добиться уступок от правительства. Впрочем, с тем же успехом можно сказать, что масштабы недовольства политикой правящего класса как среди населения, так и среди отстраненных от власти элит и бизнеса достигло такого масштаба, что прорыв этого недовольства в сферу публичной политики был лишь вопросом времени. Многие политологи отмечают, что в последние годы правящая элита практически полностью погрузилась в жесткую борьбу за сферы влияния и будущий курс развития страны. «Социальный кризис воспринимается обществом совершенно иначе, чем элитами, – сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. – Элиты видят его как дополнительную «оболочку» для продолжения тяжелой, титанической внутренней борьбы». Поэтому, по его мнению, отставка правительства сейчас неактуальна для Кремля – если только в стране не произойдет нечто непредвиденное. «С точки зрения публичной политики возможность отставки правительства в текущем году сформирована (в частности, протестами против монетизации льгот и выходом экономики из-под контроля. – RBC daily), – отмечает г-н Бадовский. – Но с точки зрения реальной политики эта отставка будет связана с борьбой группировок за формирование экономического и политического курса, влияние на президента и перспективы 2007-2008 гг. (время парламентских и президентских выборов. – RBC daily)».

В любом случае, даже если кабинет будет отправлен в отставку немедленно – это ровным счетом никак не изменит ситуацию: поскольку стратегию развития страны определяет не правительство и не премьер, а Кремль. «Очевидно, что нет в запасе другого правительства и нет в запасе не только стратегии, но и тактики», – говорит Мария Липман. Дмитрий Бадовский отмечает, что правительство уже давно перестало быть центром принятия решений: оно лишь проводит политику, спущенную ему свыше. «Опять сформирована ситуация, когда правительство не является центром принятия решений, – говорит г-н Бадовский. – Даже если отдельные министры входят в эти неформальные группы [принимающие решения], сейчас правительство является органом, на который падает ответственность – в этом его функция. Логика такова – пусть это правительство накапливает ответственность до критического уровня. А потом публичные институты – президент, Госдума, «Единая Россия» – обратят это в свою пользу». По мнению Дмитрия Бадовского, накопление «критической массы» ответственности правительства и противоречий внутри правящей элиты должно совпасть примерно ко второму полугодию 2006 г. – до тех пор говорить о кадровых перестановках в Белом доме вряд ли придется.

Но, как бы то ни было, любые кадровые решения будут лишь отражением борьбы между властными кланами, а в публичной политике отстраняемые от должностей министры будут играть лишь роль «козлов отпущения». Для реального исправления ситуации Кремлю пришлось бы кардинально изменить свою стратегию. О том, какая политика могла бы привести к улучшению состояния экономики, говорил в четверг на заседании совета по конкурентоспособности глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, цель разработанной его ведомством среднесрочной программы развития – снизить вмешательство государства в экономику, провести институциональные реформы, детально регламентировать правила поведения на рынке. Греф также отметил, что динамично развиваться Россия может и при демократическом, и при авторитарном режимах, но никогда – без экономической свободы и предсказуемости действий государства на рынке. Но, несмотря на либеральную риторику, до сих пор реальные действия власти говорили о том, что Кремль придерживается диаметрально противоположных взглядов. Так, во вторник Владимир Путин заявил, что «свободный и абсолютно раскрепощенный» гражданин должен быть для государства на первом месте, но сразу же призвал Генеральную прокуратуру принимать большее участие в законотворческой деятельности. Впрочем, вопрос о том, какой путь будет окончательно выбран для России к 2007-2008 гг., пока остается открытым. «По факту видно, что и события на Украине, и протесты против монетизации льгот играют на руку авторитарным силам, и они укрепляют свои стратегические позиции, – отмечает Дмитрий Бадовский. – И в среднесрочной перспективе любой процесс – внешний или внутренний – будет рассматриваться в первую очередь именно в этой логике: чьи позиции в результате его будут укрепляться».