Новости
Завтра Татьянин день - праздник нашего будущего
Общество

"В этом году выпили все, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замерзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили "Gaudeamus", горла надрывались и хрипели... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди".
А.П. Чехов

Ровно 250 лет назад, 12 января по старому стилю /25 января - по новому/ 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об открытии в Москве первого российского университета.

Ай да Михайло, ай да сукин сын!

Считается, что идея этого проекта принадлежит Ломоносову, которому, к слову, в советские времена вообще принято было приписывать чуть ли не все мировые научные открытия – от закона сохранения энергии до описания устройства вселенной. Спору нет, Михайло Ломоносов и впрямь был личностью выдающейся и разносторонней. Он обладал необузданным характером, и как следствие – прожил бурную, полную взлетов и падений жизнь.

Потому когда в 1940 году МГУ было присвоено имя пришедшего в Москву с рыбным обозом два столетия назад деревенского переростка-обалдуя с пудовыми кулаками, это было вполне логичным – и справедливым. Но все-таки давайте помнить, что Ломоносовым вместе с Иваном Ивановичем Шуваловым /1727-1797/ были обоснованы основные принципы проекта устройства университета. Данный проект, представленный в июле 1754 года в Сенат, был принят и направлен на конфирмацию императрице. 12 января 1755 года в день Святой Татьяны Елизавета Петровна подписала проект. Указом об учреждении Московского университета И. И. Шувалов был назначен куратором университета. В этой должности он был 42 года.

Ведь никто не спорит - идея создания первого российского университета была в высшей степени полезной для блага государства и крайне важна для прогресса всего российского общества. Но так уж испокон веков в России-матушке заведено, что любая, даже самая что ни на есть распрекрасная идея зачастую не стоит выеденного яйца до тех пор, пока не получит одобрение власть предержащих. А к власти свой, особый подход надобен – не то ненароком может запросто получиться так, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" в изложении Ивана Грозного-Яковлева: "Был у меня один такой умелец, крылья смастерил. Ну, я и велел его на бочку с порохом посадить. И фитиль поджег – пущай полетает!" Поэтому признаем хоть сейчас: не будь огромной поддержки от молодого и смазливого фаворита Елизаветы Петровны графа Шувалова, - ни в жизнь бы не выгорело, пусть хоть трижды гениальному, Михайле Ломоносову сей прожект в реальности осуществить – больно затратен, да и необычен он был для тогдашней России, а потому, скорее всего, так бы прожектом и остался. Итак, проект Ломоносова /по общепринятой версии, конечно, но дело-то хорошее, поэтому спорить не будем/ взял под свое попечение генерал-адъютант И.И.Шувалов, 28-летний красавец и любимец императрицы. По легенде, /но – по очень красивой легенде, с которой спорить опять же не хочется/ сам выбор дня святой Татианы не был случайным. Открытие университета стало подарком не только России, но и родной матушке графа Шувалова Татьяне Петровне в день ее именин. "Дарю тебе университет", - произнес он ставшую позднее крылатой фразу. И поверить в это легко и просто – фаворит императрицы мог себе позволить и не такой подарок. Так, День ангела всех православных Татьян приобрел новое содержание.

Изначально праздник был официальным университетским праздником, но постепенно он стал пользоваться успехом у всех студентов, и примерно во второй половине XІX века сложилась традиция разгула в этот день всей студенческой братии. Забывались все сословные и возрастные различия, студенты отмечали праздник вместе в трактирах, пивных или ресторанах. Татьянин день действительно стал днем всех студентов. В тот день на улицах студенты нарочито громко пели, да что там пели - орали, демонстрируя тем свою свободу, иногда меняя классический студенческий гимн Gaudeamus igitur на политически неблагонадежную "Дубинушку". Кстати, традиция эта, пришедшая еще из XIX века, жива и по сей день – автор в годы студенчества застал почти что гимн Екатеринбуржско-Свердловского Физтеха, ту самую переиначенную "Дубинушку", где, помимо прочего были и такие строки:"Нам декан говорит, замдекана твердит:неприглядна успехов картина, на него мы плюем и уверены в том, что и сам он – большая ДУБИНА…"

Однако полиция в этот день действовала по преимуществу " профилактически", сглаживая остроту неизбежно вспыхивавших конфликтов, кроме того слуги порядка имели указания свыше не арестовывать и даже не задерживать "качающихся" студентов.

Праздник нашего будущего

И в наши дни Татьянин день остается праздником студенчества, праздником молодости, праздником всех тех, кто готов всегда учиться. Вообще Татьянин день для студентов /особенно - очников/ – это двойной праздник. Ведь традиционно это день, после которого начинаются долгожданные каникулы /конечно, для тех, кто сессию сумел одолеть в срок и без потерь/. Студенты, стряхнув с себя сессию, вспоминают скомканные экзаменами новогодние праздники и стремятся наконец-то отдохнуть по-настоящему. Ведь, несмотря ни на что, у студента есть главное качество, без которого он был бы не студентом – тяга к празднованию любых знаменательных дней в календаре, будь то день взятия Бастилии, российской печати или всех влюбленных. И ничего плохого в этом нет. Потому что студенчество было есть и будет будущим страны, Россией именуемой. У них впереди вся жизнь, у них впереди все будущее, а значит – будущее есть и у нас с вами.

Андрей Николаев