25 января в администрации Тюменской области прошло совещание «О ходе реализации органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ». В работе совещания приняли участия Полномочный представитель Президента Российской Федерации в УрФО Петр Латышев, губернатор Тюменской области Сергей Собянин, главный федеральный инспектор по Тюменской области Сергей Сметанюк, заместитель губернатора Наталья Шевчик, руководители и представители федеральных и региональных структур, задействованных в процессе монетизации льгот.
Цель совещания уральский полпред определил так: переход к денежной компенсации льгот - задача важная, другого выхода нет, а значит, нужно выявлять и решать встающие в ходе реформы проблемы всем вместе: и федеральной власти, и региональной, и органам местного самоуправления.
Петр Латышев отметил, что положительный опыт Тюменской области в этом хорошо известен не только в Уральском округе, но и в стране в целом. Тем не менее, и здесь возникают проблемные ситуации. Совещание должно было познакомить полпреда с механизмом преодоления трудностей, возникающих в процессе монетизации льгот в области.
По словам Латышева, реформирование системы государственной помощи социально незащищенным слоям населения – задача государственной важности, и предложения успешно идущего по пути монетизации региона, несомненно, будут услышаны на уровне федерального правительства.
С общей ситуацией в области собравшихся ознакомил Сергей Собянин. Важность реформы, подчеркнул он, определяется тем, что она затрагивает интересы по меньшей мере четверти населения области. К тому же это в массе своей люди, не только материально необеспеченные, но и психологически уязвимые, подверженные стрессам.
При однотипной с соседними регионами базовой ситуации в Тюменской области удалось избежать серьезной социальной напряженности. Во многом это стало возможным благодаря огромной подготовительной работе. Еще несколько лет назад никто толком не задумывался над численностью льготников, не анализировал затраты на обеспечение всех государственных обязательств перед ними.
Тюменские власти пытались просчитать проблему льготников в течение последних двух лет. На региональном уровне составляли и согласовывали с федеральными органами реестры пенсионеров, инвалидов. В прошлом году перевели в денежную форму льготы на услуги ЖКХ, что потребовало централизации системы начисления коммунальных платежей и льгот по ним. Появился ТРИЦ. В течение всего 2004 года, да еще и сейчас идет работа над уточнением базы данных, содержащей сведения о каждом жителе области, его жилищных условиях, праве на отдельные виды господдержки.
Централизация начисления платежей вместе с реформированием всего жилищно-коммунального хозяйства области способствовали длительному сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги. Так, тарифы на тепло в 2002-2003 году не повышались вообще, а в 2004 году увеличились всего на 7%. Тарифы на электроэнергию выросли в прошлом году на 5%. В то же время, повышение, к примеру, цен на газ в 2004 году составило около 14%. Всем известны и прошлогодние темпы инфляции. Выводы очевидны.
Сергей Собянин подробно остановился на денежной компенсации транспортных льгот в области. Выдача проездных билетов с обозначенной на них конкретной ценой, которые впоследствии льготник может, по желанию, поменять на деньги, - наименее болезненная, с точки зрения главы области, форма монетизации. «Но даже и в этом случае, - подчеркнул он, - мы столкнулись с трудностями на психологическом уровне. Люди, опасаясь, что не успеют получить проездные билеты вовремя, устремились в отделения связи, создавая длинные очереди. Для нас главное – сделать процесс менее болезненным для льготников. Поэтому мы приняли решение продлить выдачу проездных документов».
Чтобы снять напряженность в выдаче льготных лекарств, администрация области, не дожидаясь их 100%-ной поставки федеральным оператором, приняла меры по обеспечению необходимого количества лекарственных средств из запасов регионального поставщика.
Одной из основных мер предупреждения непонимания и неприятия реформы со стороны населения стало, по мнению губернатора, и то, что в области не делают разницы между федеральными и региональными льготниками: схема реализации государственной поддержки по ЖКХ, транспорту, лекарствам - едина.
Заместитель губернатора Наталья Шевчик рассказала о совместной работе по реализации 122-ФЗ администрации, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, транспортных организаций. Так, например, льготные проездные билеты на пригородные электропоезда получили уже около 7 тысяч жителей области. Ситуация по монетизации льгот отслеживается ежедневно, ведется учет поступающих от граждан вопросов. Ответы на наиболее часто встречающиеся из них публикуются в средствах массовой информации. Ее содокладчиками по этому вопросу выступили управляющий Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Сергей Мальцев и его коллега из отделения Пенсионного фонда РФ. Более подробно об обеспечении жителей области льготными лекарствами рассказал директор областного департамента здравоохранения Александр Гонцов.
Глава Тобольска Евгений Воробьев обрисовал обстановку в этом городе. Ежедневно по вопросам, связанным со льготами, в его приемную обращаются до сотни тоболяков. Это не случайно: из 110 тысяч горожан льготники составляют более 28 тысяч, а если учесть их родственников и близких, то понятно, что монетизация реально коснулась практически половины населения города. Тем не менее, с помощью областной администрации все недоразумения удается разрешать достаточно оперативно. Свидетельством тому стал заявленный несколькими общественными организациями на 23 января пикет против реформы льгот. Люди на призыв организаторов принять в нем участие не откликнулись. Несколько человек с плакатами, не дождавшись реакции населения, минут через двадцать закончили едва начавшееся пикетирование.
Итоги разговора весьма удовлетворили полпреда Президента России. Он поблагодарил всех, кто сегодня участвует в сложном процессе монетизации льгот. По мнению Петра Латышева, сегодняшнее совещание еще раз доказало неэффективность фрагментарного подхода к реализации реформы. Работать нужно комплексно по всем направлениям реформирования, опираясь на информационные технологии, приводя в систему региональное законодательство, разъясняя населению необходимость принимаемых мер.
Именно это, считает уральский полпред, позволило Тюменской области избежать серьезных проблем не только с точки зрения митинговой активности, но и сгладить технические сложности осуществления монетизации. Здесь видят проблемы и стараются их решать, не дожидаясь команды сверху. А главное, в области правильно понимают суть реформ, на которой не раз в последнее время останавливался Президент России: при всех многочисленных проблемах основным субъектом заботы государства остается гражданин.
Государство не может выполнить все обязательства, которые следуют из законов, принятых в пылу политической борьбы 90-х прошлого века. Сумма, необходимая для их полного исполнения, достигает 6,5 триллиона рублей, что превышает годовой бюджет страны. Большинство этих льгот никогда не оплачивалось, а носило лишь декларативный, популистский, характер. Реформирование системы льготных обязательств положит конец этой затянувшейся неразберихе, позволит более эффективно развиваться сфере услуг, экономике в целом, сообщили в пресс-службе губернатора Тюменской области.