В 2003 году Тюменская область впервые участвовала в эксперименте по введению единого государственного экзамена, войдя в число 47 субъектов РФ. Для участия в эксперименте нами были выбраны три территории: г. Тюмень, г. Тобольск и Тюменский район. Из 16492 выпускников юга Тюменской области в ЕГЭ участвовало 8513 человек (более 50% всех выпускников Тюменской области). Средние баллы оценки знаний учащихся коррелируются с годовыми отметками и общероссийскими данными. В 2003 году шесть ВУЗов Тюменской области из 13 принимали абитуриентов по итогам сдачи ЕГЭ на 71 специальность. Семнадцать ССУЗов области из 22 приняли участие в эксперименте и засчитывали итоги ЕГЭ в качестве вступительных испытаний на 58 специальностей. По итогам ЕГЭ зачислено в ВУЗы Тюменской области 3548 человек; в ССУЗы – 335 человек (каждый четвертый выпускник). Студентами ВУЗов по итогам ЕГЭ стали 1103 выпускника сельских общеобразовательных учебных учреждений. Наибольшее количество жителей сельских территорий поступило в Тобольский государственный педагогический институт и Ишимский государственный педагогический институт, соответственно, 42% и 38% от общего приема.
В 2004 году в Тюменской области (по России участвуют 64 субъекта федерации) расширены география эксперимента - вся область. Перечень предметов (12 предметов, причем, русский язык и математика – обязательные). Общее количество выпускников, участников ЕГЭ - 15692 человека.
В проведении ЕГЭ 2004 года участвовало около 3 тысяч организаторов, для которых на подготовительном этапе были проведены обучающие семинары. В целях максимальной адаптации выпускников к алгоритму сдачи единого государственного экзамена, знакомства с тестовой культурой проведены пробные тренировочные тестирования по математике и русскому языку во всех районах области. В конце апреля все выпускники участвовали в федеральном пробном тестировании в формате ЕГЭ по русскому языку. В результате подготовки к ЕГЭ отработана схема проведения единого экзамена в области: определены пункты проведения ЕГЭ – их 126 по области, на этапе итоговой аттестации (первая волна) было задействовано 92 пункта. В сельской местности пункты проведения ЕГЭ были сосредоточены в основном в районных центрах. Итоговая аттестация выпускников прошла в период с 22 мая по 19 июня 2004 года. На этом этапе было осуществлено 42920 тестирований.
Результаты ЕГЭ 2003 и 2004 года в целом совпадают. Из трех территорий, участвовавших в эксперименте в 2003 году, улучшились результаты по математике (обязательный предмет) у выпускников г. Тюмени и Тюменского района. Если рассматривать результаты ЕГЭ по Тюменской области в сравнении с общероссийскими, то необходимо отметить, что у нас средний балл за счет 42% выпускников сельских школ оказался несколько ниже, чем в тех регионах, где выпускники преимущественно из школ городских. Тем самым, мы смогли очертить реальный круг проблем, который предстоит решать для повышения качества образования, в том числе и в отдаленных от областного центра школах.
Два выпускника 2004 года показали 100 балльный результат (по истории и русскому языку), имеется существенный процент выпускников, набравших более 70 баллов, что соответствует «пятерке» по пятибалльной шкале.
Единый государственный экзамен в Тюменской области, можно сказать, достиг своей цели, - благодаря такой форме сдачи выпускных испытаний удалось произвести независимую оценку качества образования; а термин «единый» подтвердился возможностью для школьников поступать в ВУЗы и ССУЗы не сдавая вступительных экзаменов. Система, предусматривающая совмещение итоговой аттестации в школе и вступительные испытания в вузы, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам школ и обеспечивает общедоступность среднего и высшего профессионального образования.
ЕГЭ опосредованно позволил определить компетенцию и уровень профессиональной подготовки каждого учителя. Итоги ЕГЭ могут и должны использоваться при аттестации, аккредитации и лицензировании образовательных учреждений и учителей. Посредством ЕГЭ определяется не только уровень знаний каждого выпускника, но и выявляются сильные и слабые стороны преподавания общеобразовательных предметов в каждой школе, районе, городе.
В условиях перехода общеобразовательных учреждений области к принципу нормативного финансирования успешность сдачи ЕГЭ выпускниками той или иной школы повышает возможность дополнительного финансирования как образовательных учреждений, так и поощрения педагогов.
В 2004 г. все ССУЗы и ВУЗы области (Министерства образования и науки РФ) осуществляют прием на специальности только в формате ЕГЭ; ведомственные вузы - на 50% специальностей.
В целом, стандартизированная процедура оценки качества знаний, которую представляет единый государственный экзамен, достаточно успешна. Сегодня, по прошествию 2 лет участия в эксперименте, можно со всей уверенностью констатировать, что система ЕГЭ уже стала одним из важных критериев оценки качества знаний учащихся и профессиональной компетенции учителей, сообщает пресс-служба администрации Тюменской области.